Датские рождественские открытки первой половины ХХ века. Часть 1 : Fritz Kraul

Jan 03, 2022 17:00

Вот наконец я добралась до этой темы. Давно лежат у меня виртуальные подборки, но все не складывалось об этих открытках написать. Сначала думала, что уложусь в один пост, но потом поняла, что постов будет несколько. Слишком много всего хочется показать. А отправимся мы с вами в Данию. Я планирую показать вам несколько подборок датских открыток начала ХХ века. В каждом посте речь пойдет об одном каком-то художнике. Но для начала обозначу несколько характерных черт для датских открыток того времени.



Изучать открытки из северного региона очень интересно. Почему? Потому что они сейчас с тренде. Традицию наряжать ёлку, как мы ее знаем придумали немцы, в 19 веке эта традиция завоевала Европу и Россию. Затем англичане своими литературными опусами добавили в рождество британскую нотку. В начал 20-го века американцы сделали в своей рекламе тюнинг Санты, окончательно утвердив его вид в виде старичка в красной короткой шубке, который ездит на оленях. Идею с Сантой подхватывают финны. И поселяют его у себя за полярным кругом. И активно все это начинают раскручивать. К слову сказать, во многих странах есть свои собственные местожительства Санты, но финское самое известное. Всякие финские рождественские штучки, в том числе и рождественские гномы (назовем их так) начинают завоевывать мир. К финам удачно присоседились шведы. И помогли раскрутке темы. В том числе и благодаря такому монстру как Икея. Сейчас скандинавский дизайн очень популярен. Рождественские гномы уже не первый сезон настолько модны, что их дизайнеры начинают делать для всех подряд праздников. И снова в моду входят открытки, которые еще в середине прошлого века рисовали финские и шведские художники. Ну например Йенни Евгения Нюстрём, которую называют мамой ниссе. Но всяких рождественских существ рисовали не только шведы. Было много открыток с подобными персонажами и у датчан. Почему же они не стали эталонными и мы о них мало знаем? Давайте разбираться. Я сама пока мало знаю, так что посты это еще и для меня попытка систематизировать информацию. На русском на эту тему практически ничего нет. Тексты придется переводить с датского, так что я всегда с благодарностью принимаю поправки, если что-то не так написала.

Из характерных черт для датских открыток начала ХХ века я бы выделила такие. Во-первых, они не очень яркие, часто черно-белые или с добавлением 1-2 цветов. Часто на открытках рисуют конкретные места, при этом на открытке подписывают что это за город. В других странах конечно тоже иногда художники рисовали узнаваемые объекты из разных мест, но подписывали это крайне редко. Еще одна характерная черта - датские флаги. Кстати, датчане часто украшают елку гирляндами из своих национальных флагов и сейчас. На открытках часто рисуют рождественских гномов. Но это скорее напоминает шаржи на обычных жителей, только на головы им колпачки надели. Эти человечки заняты всякими предпраздничными делами, в том числе пытаются поймать свиней или гусей для ужина. Правда жизни, но для открыток довольно циничная. (Я не стала добавлять много таких открыток в подборку, мне эта тема не близка). Что еще? А давайте вместе посмотрим. может еще что найдем интересного.



Сегодня у меня открытки датского художника Fritz Kraul (1862-1935).
Родился 9.06.1862 в Альтоне. Умер 6 декабря 1935 г. в Копенгагене.
Родителями были Сигармейкер Андреас Краул и Доротея Дженсен. (Forældrene var Cigarmager Andreas Kraul og Dorothea Jensen).
Фриц Краул 31 августа 1893 года в Бухаресте женился на Вильгельмине Франкенбергер . Начал заниматься живописью в 1877, затем учился в Академии художеств в Копенгагене в период 1882-1887 годов.
После Академии Краул много лет путешествовал по разным странам, а с 1890 по 1896 год жил в Бухаресте, где написал несколько работ в греко-католических церквях.
Краул получил наибольшую известность как рисовальщик и иллюстратор. Он проиллюстрировал множество детских книг, рождественских буклетов, альманахов, книг для взрослых и книжных обложек.
В области открыток особенно известны его открытки с ниссе, характерно, что каждой фигурке он рисовал индивидуальное выражение лица.



Что готовит эта дама? Это похоже на какие-то круглые колобки, скорее всего мясные. Может фрикадельки какие-то кто знает? Часто на открытках видно, как их едят.  Вот открытка ниже, например.





















































Это конечо не только датская тема, но часто рисовали новинки техники : самолеты, поезда, дирижабли.












Фигурное катание и бег на коньках - тоже одни их популярных тем.


А вот серия открыток с конкретными географическими привязками


































Кроме ниссе, были у художника и открытки просто с зимними сюжетами.












































































































Мне кажется, что эти открытки  не стали сейчас так популярны прежде всего в силу своей карикатурности. Многие ниссе похожи на шаржи на обычных людей. А еще им не хватает уютных деталей, вот вроде все есть, а чего-то недостает для уютности. Того самого знаменитого хюгге. И еще может быть за счет цветов, зима кажется какой-то такой серой и унылой. Хотя, это скорее особенности довольно дешевой полиграфии того времени.  А может быть я просто придираюсь. А вам как они? Есть в них дух Рождества? В следующий раз сравним с работами других датчан. Может там будет все позитивнее. Впрочем, вот так сравниваешь открытки из разных стран, и открывается национальный характер. Вроде соседи, а такие разные.

#остаёмсязимовать  #10новогоднихоткрыток

#10новогоднихоткрыток, художники открыток, гномы, остаёмсязимовать, Дания, #остаёмсязимовать, лесовики_лешие_домовые, открытки, history_of_christmas, 10новогоднихоткрыток

Previous post Next post
Up