Виктор Цой. Последний герой русского рока, трагически погибший в августе 1990 года в автокатастрофе под Ригой. Харизматичный кумир, совесть нескольких поколений российской молодежи. Прошло более двадцати лет с тех пор, как Цоя с нами нет. Что мы видим сегодня?
К сожалению, образ романтичный и ничем не запятнанный образ Цоя сегодня пытаются очернить те, кто все двадцать лет называл себя его «друзьями». К примеру - лидер группы «Аквариум» - Борис Гребенщиков. Слова БГ - хороший пример того, как появляются выдумки о Цое, о том, как несгибаемый и мудрый рокер Цой всего лишь парой слов превращается в бесхребетного человека, слабого и без каких-либо принципов.
В апреле 2010 года на телеканале СТС стартовал Цикл программ «История российского шоу-бизнеса». Зрители узнали самые пикантные подробности из жизни российской эстрады за двадцатилетний период, некоторые истории из жизни звезд были рассказаны впервые. Один из участников программы, Борис Гребенщиков, в своем интервью поделился малоизвестным фактом из биографии Виктора Цоя и группы «КИНО»:
«В конце 80-х - начале 90-х в России были прецеденты, когда приходили люди в малиновых пиджаках с пистолетом и говорили: «Играй вот такую песню». Это было и с группой «КИНО» в конце 80-х. Юрий Айзеншпис лично сдавал их в аренду бандитам. Он вышел из тюрьмы, это были его люди. Группе «КИНО» могли позвонить в четыре часа утра и сказать: «Ну-ка быстро поднимайтесь! Тут браткам нужно, чтобы вы сыграли». Было неприятно, как рассказывают. А им деваться было некуда. Сотрудничество с Айзеншписом - это была смерть группы. Музыкально им оно пошло на пользу, потому что они развились в очень сильную группу, но условия, в которых они жили, были не очень приятные».
Словами Гребенщикова были возмущены как поклонники Виктора Цоя, так и непосредственные участники событий - музыканты группы «КИНО». Во всевозможных интернет - сообществах загудели споры и прения, относительно того прав БГ или нет. Музыканты «КИНО» - Юрий Каспарян и Георгий Гурьянов, равно как и гражданская жена Виктора Цоя - Наталия Разлогова - резко осудили Гребенщикова за нелепые утверждения касательно Цоя в средствах массовой информации.После разгоревшегося по этому поводу скандала Борис Борисович написал по этому поводу:
«Приношу свои извинения; эта история была рассказана мне кем-то лет пятнадцать тому назад и - как выясняется теперь - нисколько не соответствует истине. Очень сожалею, что она попала в СМИ. Все. Вопрос должен быть закрыт».
Неизвестно, так ли все однозначно в голове Гребенщикова, или же его настолько душит зависть к лаврам лидера группы «КИНО» (в свете прошедшего 50-ти летия Виктора Цоя), но так или иначе - через небольшой отрезок времени он вновь решил вспомнить о ранее сказанном.
В 2012 году Борис Борисович в своем интервью Евгению Додолеву («Москва 24») снова утверждает, что Цой выступал перед бандитами.
Если следовать логике Гребенщикова по поводу безоговорочной веры на слово всем, кто что-либо когда-то кому-то рассказал о том или ином человеке или событии, без какой-либо проверки фактов, то тогда настанет просто сумасшествие.
Один из поклонников «КИНО» в комментариях к данному интервью написал:
«БГ должен был прямо сказать в ответ Додолеву, что никогда Цой перед братвой не выступал. Это глупости. Ведь уже приносил извинения раньше за свои слова. Ничему не научило? Опять пустился в полемику по поводу Айзеншписа, которого толком не знал, даже не обращая внимания на попытки Додолева, близко знавшего Юрия, опровергнуть его слова…Повторяет с чужих слов выдуманные истории, а люди верят, хлопая ушами. «Ну как же - сам великий БГ сказал! Ах, Цой, сволочь продажная, выступал перед братками!!». Понятно, что Додолев слегка спровоцировал БГ, но Додолев провоцировал правильно, на то он и журналист. А Гребенщиков повел себя в данным случае как лузер. Да я бы на месте Додолева точно так же задал бы вопрос такого рода. Но надо же думать над ответом!! А БГ не удосужился, и с милой улыбкой облил группу «КИНО» грязью… Оказывается, он знает про «выступления для бандитов со слов каких-то «участников тех событий»…Детский лепет да и только. Кстати, если БГ не в курсе, то малиновые пиджаки вошли в моду среди братвы лишь с 1992 года, то есть уже после смерти Цоя. БГ этот факт факт, завравшись, упустил из вида…».
Проблема даже не в том, что Гребенщиков и ему подобные фантазируют, а в том, что многие их слова принимают за правду. Когда рассуждают БГ или любые «друзья детства» и тому подобные люди - им верят. Чем они и страшны. Почему им верят, а другим нет? Вот интересный вопрос…
Причем возраст тех, на кого рассчитаны подобные рассказы таких вот «правдивых» друзей Цоя - максимум до двадцати лет. А это самое страшное. Если подростки только начинающие слушать «КИНО» и интересующиеся личностью Виктора Цоя будут верить в подобные рассказы, то через десяток лет образ настоящего Цоя растает как дым. А ему на смену придет некое конъюктурное чмо, любившее бабло, постоянно слушавшее «Ласковый Май» и игравшее за подачку перед братвой.
Если на то пошло, то я, автор сей статьи, следуя логике БГ, могу с таким же успехом, как и Гребенщиков о группе «КИНО», рассказать с чужих слов о том, как в начале 80-х Борис Борисович и музыканты группы «Аквариум», когда их прижал Большой дом, дружно «стучали» в КГБ на своих соратников по Рок-Клубу. А что? Мне столько раз рассказывали подобные истории… Я в них верю. А вы?