Музыка

Sep 25, 2024 19:29

С 23 сентября у нас тут регулярный грохот от прилётов, потому есть потребность о чём-то приятном и красивом поговорить. Например, об осени. А когда осень, то наши ассоциации часто дрейфуют к музыке барокко, вернее, к музыке до-академической.

Как все знают, академическая музыка - это, скорее, снижение влияния индивидуальности... в традиции ученичество велось от учителя к ученику, это очень личный процесс, создавались непрерывные традиции. После основания Академии искусств (это после Великой французской революции) ситуация изменилась, речь не о стилистических особенностях, а к более глубоким слоям понимания. Но это не обязательное предисловие.

Когда-то меня поразило пение Альфреда Деллера. Голос вне мира сего, или один из прекраснейших голосов нашего мира, как вам угодно. Деллер знаменит тем, что воссоздал интерес и практику пения контратенорами. Чтобы понимать, контратенор - это не "природный" голос, голос достигается тренировками и обучением. Базируется контратенор на основе тенора или баритона. Не путать с фальцетом! И ещё, почему-то малообразованные люди ставят знак равенства между контратенором и пением исторических кастратов (тот самый Фаринелли, к примеру, известный по фильму и популярной культуре). Пение кастратов было уникальным, они имели природные способности воспроизводить тона от баса до альта или фальцета, имели запредельные возможности держать длительности нот... В звукозаписи пение кастратов не существует. Тот же саундтрек к "Фаринелли" создавался мощными компьютерами и уникальным софтом, а морфинг вёлся с использованием мужского и женского голосов. В общем, контратеноры - это больше искусство, чем какие-то мифические способности.

Для начального ознакомления с наследием Альфреда Деллера очень рекомендую его последнюю студийную работу "Purcell: Music for a While" (лейбл harmonia mundi). Уже смертельно больной Деллер записал лучшее из всего что делал. В записи принимало участие целое созвездие самых известных сейчас (но не в момент записи, это всё-таки, 1979 год!) исполнителей аутентичной музыки, от Уильяма Кристи до братьев Кюйкенненов. И краткий фрагмент оратории Генделя. Но дискография А. Деллера очень обширна, и жанры, и стили.

image Click to view



image Click to view



После ознакомления с исполнением А.Деллера я познакомилась с творчеством Жерара Лена. Это другой человек, другая традиция. Но... в то же время, продолжение. Если на поющего Деллера смотреть не интересно, то на пение Лена нужно смотреть: голос появляется из пространства акустики помещения, голос пульсирует, певец раскрывается как цветок в это время. Магия! В хорошей записи на хорошей аппаратуре эффект ещё ярче. Репертуар Жерара Лена тоже очень широк, дискография длинная и интересная.

Вот для примера:

image Click to view



image Click to view



Дальше Карлос Мена. Опять-таки, другой человек, другая традиция. И тоже очень индивидуальный исполнитель, который скрупулёзно сохраняет стилистику исполнения. Мы его узнали и полюбили в записях "Ричеркар Консорт". Впечатляет. Мы начали с произведений И. С. Баха, но потом собрали почти полную дискографию. Мена сотрудничал и с другими образованиями. Это вполне обыденно. Послушайте -- иной подход к голосоведению. Хотя в общем в рамках.

image Click to view



Инструмент на записи -- тео́рба (нем. Theorbe, итал. tiorba, фр. théorbe, англ. theorbo) - струнный щипковый инструмент, басовая разновидность лютни (из Вики). Когда мы пишем "лютнёвая музыка", подразумеваем очень широкий спектр инструментов. Лютня - это общее название, как и скрипки и т.п.. И да, барочные скрипки отличаются от академических. Но это может быть отдельно расскажем.

image Click to view



Раз уж заговорили о "Страбат Матер" Перголези, то стоит упомянуть одно из лучших исполнений этого произведения, Рене Якобс и Себастиан Хенниг ( https://www.discogs.com/release/12324773-GB-Pergolesi-Sebastian-Hennig-Ren%C3%A9-Jacobs-Concerto-Vocale-Stabat-Mater ).

image Click to view



Совершенно замечательное исполнение! Рене Якобс тоже из плеяды выдающихся контратеноров, его исполнения, наверное, самые глубокие и сложные для понимания. Мы говорим не столько о нём, как вокалисте, сколько о постановщике и руководителе ансамблей.

Эту музыку мы очень любим и часто слушаем. Отличная компания!

музыка

Previous post Next post
Up