Назад -
Содержание -
Вперед Солнечный Узбекистан.
Машины
Вокруг бесчисленное множество Daewoo Nexia, Daewoo Matiz и Daewoo Damas. В последние годы модельный ряд разбавили еще какие-то модели Chevrolet и даже Daewoo Windstorm (он же Chevrolet Captiva). Все любят авто белого цвета :) Так что десяток белых Нексий в ряд для их перекрестков не редкость.
Ездят все достаточно быстро, частенько игнорируя правила и постоянно пользуясь звуковым сигналом. Наш же звуковой сигнал умер после полета с трассы под Балхашом и не работает по сей день - надо будет разобраться. В Узбекистане нужно быть готовым к тому, что против одностороннего движения может ехать несколько машин. Ездят даже по встречной полосе при наличии разделительной полосы полуметровой высоты. Из-за навигатора сам уехал под кирпич, оказавшись прямо на середине многополосной односторонней дороги. Едущие на встречу гаишники вообще не повернули головы в мою сторону (пока я судорожно разворачивался) - видимо явление для тех мест обычное :)
Очень много машин на газу. Газ двух видов - пропан и метан. С бензином и метаном в наш приезд были большие проблемы. Если возле столицы и крупных городов топливо есть, то в глубинке надо быть готовым к 700-900 километрам без заправок. Решение проблемы - канистра и затаривание бензином с рук по двойной цене. Обычная цена за литр жидкости с названием АИ-92 в наш приезд была 19-20 рублей. Кстати, если ваш автомобиль требователен к качеству бензина - не надо в Узбекистан. Нексия вполне нормально едет на 80 бензине, но то, что пару раз пришлось заливать - видимо даже не 76й. В глубинке не пишут марку бензина. Если он есть - это уже счастье :)
Деньги
Еще одна особенность Узбекистана - валюту в банках не меняют. Банки, конечно, такую услугу предоставляют, но люди ей не пользуются. Курс в банке в 1,5-2 раза ниже, чем на "черном рынке". Поэтому, попав в Узбекистан, спрашивайте у местных о местонахождении ближайшего рынка и ищите неприметных ребят, скупающих валюту.
Естественно, об этой особенности мы не знали и пытались обменять деньги в банке. Это оказалось совсем не просто. В одном банке не работала машинка проверки денег, в другом не было компьютерной программы, в третьем женщина очень тихо намекнула, что в банке деньги менять не стоит. К сожалению, боясь быть услышанной, большего она мне поведать не могла и просто отправила меня "искать где нужно менять" :)
Не долго думая, обратился к мужчинам солидного возраста, вышедшим из банка. Те, в свою очередь, полностью проявили Узбекское гостеприимство - не только рассказали о ситуации с валютой, но и показали где ее менять, на своей машине отвезли меня на рынок, помогли пересчитать пол-пакета Узбекских денег, привезли обратно и оставили свои телефоны на случай возникновения у нас других непредвиденных ситуаций. Все это абсолютно бескорыстно!
Денег получилось пол-пакета - не потому что мы из рода Рокфеллеров. Просто из-за дикой инфляции, которой согласно указу правительства быть не существует, самая крупная купюра в 1000 сум равна примерно 10ти рублям. 200 баксов 10ти и 5ти рублевыми купюрами - внушительная пачка денег. Как сказали местные, те кто хорошо получает, ходят за зарплатой с китайской сумкой :) Вообще, практически все местные жители виртуозно считают деньги без счетной машинки. Причем при расчетах многие не пересчитывают переданную сумму - приходилось всех просить пересчитать, ибо я в "отмусоливании" нужной кучи денег не был столь виртуозен.
Нужно также заметить, что ни разу при обмене денег нас не обманули ни на одну, даже самую мелкую купюру. Это уже потом я количество денег мог на вес определять, первое же время я легко бы не заметил отсутствия трети пачки :).
1500 рублей:
Немного местной валюты:
Люди
Абсолютно на всей территории Узбекистана нам попадались лишь добрые и отзывчивые люди. Всячески помогали, показывали дорогу, отпускали без штрафов :) Все относились к нам как к своим гостям, особенно когда узнавали, что у нас совсем нет родственников в Узбекистане и мы приехали просто знакомиться с культурой.
Много людей звали нас в гости - поужинать, переночевать. На трассе моргали и останавливали, чтобы поболтать, обсудить машины (у нас же Нексия), пригласить к себе в дом на ужин.
Порадовал обычай местной милиции жать руку при приветствии остановленного водителя (из машины тоже принято выходить). Останавливали нас чуть чаще остальных - сразу бросаются в глаза не-местные номера. Иногда даже не проверяли документы - ограничивались обсуждением дороги и нашего маршрута. Кстати, частенько внимание приковывала к себе шипованная резина - видимо редкость.
Еда
Прекраснейший плов. Отличнейшие блюда из баранины. Есть можно абсолютно все - очень вкусно. Порции везде огромные и дешевые.
Крайне необычен чай с лимоном. Сам способ приготовления мы не видели, но выглядит это так: в чайник помимо заварки режется и измельчается пол-лимона (причем чайник небольшой) и насыпается порядочно сахара. Получается лимонный сироп с чаем :) Очень бодрит и согревает, особенно в условиях холодов, которые мы привезли вместе с собой.
Климат
Вообще, климат настолько теплый, что в глубинке нет понятия "зимние сапоги" - и даже "осенние сапоги" отсутствуют как класс. Шлепанцы, туфли или тапки на шерстяной носок - вполне нормальное явление. Но, к сожалению, момент нашего приезда совпал с наступлением уникальных холодов в "-10" градусов. Как говорят местные, такого не было лет пятнадцать и обычно температура как минимум +5.
Наверное жители Новосибирска, Красноярска и, уж тем более, прочих морозоустойчивых городов ухмыльнулись проблеме таких заморозков, но нам и жителям Ташкента было совсем не смешно. Отопление на такие холода не рассчитано, окна не утеплены, двери везде без пружин и доводчиков, а по сему совсем не закрываются… В результате повсеместный армагеддон - продавцы магазинов и кафе в теплых кофтах и куртках. Обедали и ужинали в кафе не раздеваясь - вот и погрелись на юге!!!
Внутри "Центра плова":
Дороги
Дороги, соединяющие Ташкент с крупными районными центрами - хорошие, зачастую с несколькими полосами в каждом направлении и разделительными клумбами. Есть ощущение, что большая часть этих дорог была создана в Советском Союзе и, с небольшими ямочными ремонтами, поддерживается в хорошем состоянии по сей день. Горная часть дороги Бухара-Душанбе, конечно, местами изрядно разбита, видимо из-за горных рек. Дорога Бухара-Нукус - тоже местами практически отсутсвует, но сейчас ведется активный ремонт и строительство новых участков, что конечно не может не радовать.
Вообще, строителям Московского МКАДа и Питерского КАДа не мешало бы съездить и посмотреть на дороги 30-40летней давности, на которых абсолютно нет колеи.
Бензин
Немного повторюсь про бензин. Бензин бывает двух марок: "есть" и "нет". Если есть бензин "есть" - это просто всенародный праздник. Если в наличии только бензин "нет", и в баке бензин кончается - это повод для серьезного беспокойства. Всегда есть шанс, что его не будет еще несколько сотен километров. Канистра на протяжении всего пути была неприкосновенным запасом и использовалась исключительно при крайней необходимости (если даже с рук бензином не торговали) - это позволило избежать крупных неприятностей.
Если вы сомневаетесь, что ваша машина может ехать на разбавленном ослиной мочей 76м бензине и периодически стучать клапанами по несколько сотен километров, проведите эксперимент еще на территории России. Купите 80го (76й уж точно не найти) где-нибудь в самой злачной заправке, залейте полный бак и покатайтесь. Если чувствуете, что еще чуть хуже и машине хана, или Check Engine отправляет вас на ближайшее СТО, видимо побывать этому авто в Узбекистане не судьба.
День 6й (продолжение) и 7й
2 дня было запланировано на Ташкент. Погуляли по городу, пофотографировались. Катались в метро, поднимались на телебашню, поели плов в "Центре плова". Больше особых достопримечательностей не нашли.
Кстати, чтобы купить симку в Узбекистане, нужно сначала зарегистрироваться в гостинице хотя бы на 1 день - там выдадут бумажку о регистрации - с ней можно будет купить сим-карту.
Теперь немного города. Медресе - учебное заведение - действующее:
Крупнее:
Сбоку:
Рядом с медресе - мечеть:
Хотя Узбеки мусульмане, все очень скромно - без фанатизма и перегибов. Есть девушки носящие закрытую одежду, есть в брюках - вопрос предпочтений.
Во внутреннем дворе медресе и мечетей есть хотя бы одно дерево (не уверен насчет обязательности, но везде, где мы были, растительность имелась). Тут же целый сад:
Наша притаилась в хвосте:
Ташкент с высоты птичьего полета:
Мы побывали на самом верхнем кольце башни:
Реки не замерзают, а цвет воды в большинстве рек имеет приятный зеленоватый оттенок:
Если бы не выпавший в честь нашего приезда снег, была бы просто поздняя осень:
Уборка снега у глобуса Узбекистана:
Под каждым деревом уголок лета - зеленая трава:
Интересна форма нолей на Узбекских Нюськах. Кстати, Daewoo уже не модно. Теперь только Chevrolet!!!
Немного погуляв по городу, отправились в гостиницу. Завтра нас ждет путь в Самарканд!
Назад -
Содержание -
Вперед