Давид таки в Пушкинском стоит - огромный, величавый, хочется написать «бронзовый», руку грациозно изогнув.
А вчера мы, балбесы, опоздали на 5 минут...
... туда, в Пушкинский, на выставку английского дизайна (Вольгуха выбрал). И пошли мы от Пушкинского куда глаза глядят - точнее поехали куда дискурс ведет, который у меня в голове. В Москве же, идя куда глаза глядят в ноябре, сложно куда-нибудь придти - темно и холодно. Ну а мы поехали, радостно на машинке поехали в Татр.док, а куда еще может привести меня мой дискурс социокультурного театра и обыденной жизни? А в Доке- Театр простодушных - театр актеров с синдромом Дауна. Гоголь. Капитан Копейкин. Отрывки из Мертвых Душ.
И жуткое ощущение, когда на сцену выходят они - трясущиеся, косящие, мычащие или плохо говорящие. А потому что внутри существует «шаблон» - актеры, они красивые, они образцы. Ты про него не думаешь, про шаблон, а он существует - это я потом поняла, когда осмысляла.
Сидеть и смотреть тяжело и неприятно - аж тошнит. На сцене вакханалия. Очень двойственное ощущение… с одной стороны, восприятие говорит тебе, что это очень по-гоголевски, это все гоголевские персонажи, даже салтыков-щедринские, жуткий жесткий гротеск. С другой стороны - есть осознание, что это больные люди - даже не больные, «другие», и гротеском это быть не может потому что гротеск в этой ситуации циничен. Происходит сшибка чего-то очень важного. И очень сильное впечатление.
Особенно в конце, когда актер, мыча и с трудом выговаривая слова, произносит знаменитый монолог «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ? Не дает ответа».
А сегодня мы опять пошли в Пушкинский на британский дизайн, и не опоздали, и Дня сурка больше не было. На британский дизайн, а потом в греческие залы, и римские, и Древний Кипр видели, а там - прекрасные тела, образцы человеческого совершенства, и летящая Ника с совершенным торсом, и плавный изгиб бедер греческих героев. Лица, исполненные гармонии и значительности.
Но, удивительно, когда смотришь на Давида, что-то неуловимо напоминает о даунах… Возможно, просто тело; вид тела. Здесь тело - прекрасное, там тело - свалка цивилизации, но это все - человеческое тело.
А возможно, и нет, не это.
Два полюса континуума… моя любимая идея - что есть континуум, шкала, а не две противоположности. А ведь это цивилизационный континуум! Древняя Греция как начало, как определитель нашего сознания, как исток - с культом классических телесных форм. Не знаю, что было там у них с «генетической отбраковкой», но, думаю, что люди с синдромом Дауна умирали очень быстро и толерантность была минимальной.
И другая сторона - сегодняшнее общество, современный постмодерн, причем постмодерн как гуманизм - когда нас ставят перед историей, что люди с синдромом Дауна - тоже люди, они вышли из лакуны забвения. Визуально вышли; театр - визуальная форма.
Мы видим континуум современной западной цивилизации и смотрим на него с точки зрения ее же. И, знаете? И то и другое - и образцы прекрасного и ужасного, и сам наш взгляд - он не про душу и сущность человека, он - про форму. Я все же понимаю себя и свои фильтры восприятия как человека западной цивилизации и считаю, что мой взгляд скорее типичен, чем индивидуален. Вот что общее между Давидом и Даунами - они представители цивилизации внешних форм.
А где ж душа?
Я все же предпочла бы 21 век. Он более абстрактный и можно думать про сущность человека вне форм.
Хотя … кто их знает, древних греков… и даунов… что они там про себя думают…