Музыка у нас в школе преподавалась тоскливо, т.е. я почти ничего и не упомню, кроме разве что того, что мы непрерывно просили музычку сыграть-спеть нам «про лошадей, которые тонули» и сидели-плакали. Сами мы там ничего не пели и не играли, только слушали мелодии и рассказы, ничего от этого в памяти моей не осталось.
А вот самый последний урок мне запомнился навсегда. Музычка наша сказала: «Все, программа закончена, мы прощаемся и больше никогда не встретимся. Что бы на прощанье такое сделать? Давайте, что ли, споем все вместе? Только песня у меня в голове вертится совсем детская, про жирафа».
И она запела:
- До чего же хочется, братцы, на смешном жирафе покататься!
- Ля! Ля! Ля! Ля!!!
Наш, надо сказать довольно бандитский класс, вдруг вдохновился - и подхватил вроде бы детское «лялякание». И целый урок мы, увлеченно пели на разные голоса, дурачась, но не слишком ломая песню. Это было удивительно хорошо и так не хотелось заканчивать...
А потом уже, через десяток с лишним лет, я попал на индийский сатсанг. После курса йоги раздаются совершенно случайным образом простенькие ударные инструменты, кто-нибудь выступает запевалой и все начинают петь индийские песни. От этого уровень веселья в душе существенно так поднимается, получается общий праздник. «Ганейша шаранам - шаранам Ганейша!». Но для этого важно не слушать, оно так не работает - важно петь самому, даже если не умеешь, можно тихо.
Индусы нас гоняли, чтоб мы пели именно по-русски, но в индийское сатсанговое настроение русские песни-плачи подходили плохо. Общественность нашла созвучными только «Выйду ночью в поле с конем» и «Ничего на свете лучше нету» из Бременских музыкантов.
Разные народы выработали разные антистрессовые техники. Русская хоровая песня - одна из них, очень жаль что она сейчас в загоне, в лучшем случае вырождаясь в «подневольный школьный хор для слушателей». Петь нужно прежде всего для себя, это бывает весело и грустно, это учит быть счастливым, сплетая свой голос с голосами других в одно целое.
Русский аналог сатсанга в школе, стихийно получившийся у нас когда-то, был бы очень неплох как эмоциональная разрядка в школьной программе, его ведь совсем несложно делать.
***
Идеи и смыслы из этого ЖЖ можно читать
и в телеграмме.