Перед предстоящим сегодня вечером просмотром 2049 я решил освежить впечатления от оригинала. В ночи, с выключенным светом, медитативно превозмогая сон. Я видел Бегущего по лезвию несколько раз в детстве и всего лишь единожды пересматривал в сознательном возрасте, и совсем не знал о существовании аж семи версий фильма. В этот раз мне достался пресловутый Final Cut, почитаемый тонкими ценителями как самый точный в смысле погружения, нарратива и авторского видения. Основные различия между театральной, режиссёрской и финальной версиями ёмко изложены в следующем видео:
Click to view
Я же отмечу моменты, важные в первые очередь для меня.
Фильм безумно, запредельно, трансцендентно красив. В моём детстве папа подключал видеомагнитофон к телевизору
Радуга-706, который, будучи вполне себе цветным, видео с кассет демонстрировал только в оттенках серого. Монохромный Форд гонялся за монохромным Хауэром под нескончаемым ливнем.
Даже в таком виде угрюмое величие фильма завораживало, а уж сейчас... Я не устаю наслаждаться каждым кадром. Совершенно невероятная операторская работа, абсолютное понимание композиции, светотени, настроения. За последние годы такой уровень продуманности сцены я наблюдал только в Король говорит Тома Хупера и
сериале Молодой папа Паоло Соррентино. Каждый кадр здесь превращён в полноценное живописное полотно.
Оказывается, те сюрреалистические визуальные приёмы, которые использует Алексей Герман в Трудно быть богом и которые я считал германовской находкой и даже открытием, практически в полном объёме были реализованы Ридли Скоттом в 1982 году.
Мне очень нравится, что фильм можно разглядывать - неспешно и вдумчиво. Да, течение повествования здесь как в сонном тумане; никакого ураганного действия, в духе Вспомнить всё Верховена. Но для созерцания такой бешеной динамики и не нужно.
А ещё мне страшно понравилось, насколько близка эстетика построения пространства, атмосфера сновидения у Бегущего и другой работы Скотта, моей любимой Легенды. И так это, увы, не похоже на последние фильмы Ридли. Вот эти дискретные крупные планы и таинственные интерьеры, дуло пистолета на фоне плачущей дождевыми потоками стены здесь и замёрзшие часы с фигуркой Смерти там. И единороги конечно же.
Забавно, что в детстве с двумя моментами фильма были связаны мои довольно сильные эротические переживания. Вы легко можете догадаться, о каких моментах речь. Сейчас я смотрю на эти эпизоды с улыбкой, хотя совершенно ясно помню и понимаю, откуда растут уши (подсказка: не отсюда).
Разумеется, Бегущего ни в коем случае нельзя воспринимать ни как боевик, ни как реалистический киберпанк об устройстве социума. В первом случае очень легко заснуть раньше времени, во втором в глаза начинают бросаться странные вещи, вроде абсолютно бездарной системы безопасности Тайрелла. Одно дело антиутопические грязные улицы, но уж спальня-то главного зодчего должна быть цитаделью! Но для меня Бегущий по лезвию всегда был именно сюрреалистической притчей. С очень простым сюжетом, очень размытыми законами природы, но чудовищной по своей силе выразительностью.
В общем, детство в очередной раз уложено в голове по полочкам. Теперь пора с чистой совестью посмотреть, что там наснимал Вильнёв.