Многие полагают, что основное призвание инди-игр - генерация новых смыслов для игровой индустрии. Дескать, это такой бурлящий котёл, в котором кипят, «в громадный свиваяся клуб», свежие, оригинальные идеи. Это, пожалуй, не так. Инди-сцена не так уж и много порождает новшеств, тем более удачных, да и главная сила её совсем в другом.
Колоссальные проекты Трёх «А», сияющие на солнце бюджетом и графической монументальностью, очень часто вынуждены быть не такими, как хочется, а такими, как надо. Надо для того, чтобы окупить, накормить и спать уложить. Инди-игры, от природы не обременённые подобной ответственностью, могут быть такими, как хочется. В этом их основное преимущество. Не всегда причёсанные, не всегда изящные и стройные, иногда в чём-то нелепые - это игры, которые могут напомнить о том, во что мы играли в детстве. Что-то там такое, знаете ли, всколыхнуть, отчего сразу станет понятно: вот игра, в которую хочется просто играть, безо всяких там буржуазных издевательств.
Удивительный и совершенно недоступный моему разумению человек-оркестр Дин Додрилл сделал именно такую игру. Игру, в которую хочется играть не потому, что так диктуют индустриальные тренды, а потому, что она нравится лично тебе.
Все знают, кто такие пушистики. Они же фурики, они же антро. Кто-то их обожает, кто-то люто ненавидит. Я всегда с безграничной симпатией относился и к Королю-Льву, и к Чипу с Дейлом (и Гаечкой), и к лисёнку Вуку. С другой стороны, обилие тетрадно-подростковой порнографии, какой кишмя кишат
Девиантарты, вызывает у меня серьёзные сомнения.
Игра о приключениях воина Даста - страдающего амнезией пушистика салатного цвета - создана полностью в стилистическом ключе антропоморфизма. Это может слегка смутить непосвящённого игрока, особенно, если тот сперва взглянет на
официальный сайт-блог и внутриигровые рисунки персонажей. Последние, признаться, местами пугают, ибо несовершенны, как и пресловутое творчество юных фури-поклонников. Однако эта напрасная паника быстро проходит, когда мы берём в руки саму игру и нашего героя в рисовой шляпе как у лорда Рейдена.
До сих пор не понимаю, как мистер Додрилл умудрился завершить такой титанический труд почти в одиночку. Облик игры, её течение и исполнение практически безупречны. Ещё до того, как управление вверяется нам, челюсть норовит немного отпасть: какая подробная картина, какие изящные и плавные движения сказочных зверей на экране! И это всё нарисовал, срежиссировал, заставил дышать и двигаться один человек! Один! Без ансамбля! Скрупулёзная работа заняла много лет, но результат поражает. Помните классическую диснеевскую анимацию - не угловатую и дёрганую, популярную сегодня - а округлую, мягкую, живую, с чудесной анатомией и нюансами? Как в Бэмби или в Белоснежке? Вот, именно такая атмосфера, такое техническое совершенство царит в мире Фаланы.
Но это лишь увертюра: настоящее буйство развернётся, когда мы, наконец-то, начнём нажимать на кнопки. Таинственный пушистик Даст волочит за собой легендарный говорящий меч, с причудливо-анимешной геометрией клинка, а рядом кружится оранжевый маскот Фиджет - наполовину белка, наполовину летучая мышь с традиционным для маскотов навязчивым дискурсом и назойливым темпераментом. Даст зелёным ниндзя бегает и прыгает по кочкам, по-диснеевски богато размахивая хвостом и конечностями, Фиджет неустанно следует за ним по воздуху, а потом, когда эта троица - Даст, Фиджет и говорящий меч - добираются до сражения, наступает феерия. Одной кнопкой Даст рубит врагов в фуречную капусту, другой кнопкой Фиджет выплёвывает в неприятеля волшебный снаряд. Но главный источник чудесного безобразия - это третья кнопка. С её помощью Даст принимается быстро крутить свой клинок на пальце, создавая вокруг мощнейший вихрь. Этот вихрь - краеугольный элемент игрового процесса.
Если в завихрение попадёт снаряд Фиджета, то он преумножится, точно Христовы хлеба и рыбины, и десятки сверкающих стрел будут носиться в механически прекрасном беспорядке вокруг, разя всех на своём пути (а со временем маленькая летающая белка овладеет и другими стихиями - то-то начнётся фейерверк!). Подпрыгнув, Даст в собственном вихре превращается в смертоносный штопор, носящийся по воздуху туда-сюда в разных плоскостях. А ещё физике вихря подвластны все объекты на экране. Врагов неумолимо затягивает в эпицентр, деревья с плодами клонятся к жонглирующему герою, и даже всяческий лут и шмот не исключение: разбросанные по кочкам и пригоркам, ценные предметы взлетают и несутся к Дасту на всех парах. Здесь есть и многочисленные акробатические связки ударов и балетные комбо-броски, но отчего-то, ставшие привычными и обыкновенными в тех же God of War или DmC, здесь они обретают особую, ностальгическую свежесть.
Сюжетные перипетии игры, с другой стороны, свежими не назовёшь, но с ностальгией здесь полный порядок: драматические повороты если не предсказуемы, то совершенно точно узнаваемы - однако почему-то не раздражают. История двух антропоморфных народов - традиционных пушистиков и луннокровок - с перетасовкой хороших и плохих, сочленением душ и воспоминаний в одном теле и дилеммой безупречного воина пришла к нам прямиком из 90-х. Под разными соусами она преподносилась нам не раз и не два, однако здесь она рассказана так просто, наивно, с тем детским азартом, с каким я лет двадцать назад пересказывал пацанам во дворе Гайвера и ТМНЧ. Неумело, но глаза горели, слюни восторга летели в слушателей (прямо в их горящие глаза). Кстати, рисовал я в те времена примерно так же, как выглядят фурики в этой чудесной игре сейчас: аляповато, неточно, криво, но зато от души.
Вообще, здесь очень многое напоминает о сказочных девяностых. Например, девушка-кузнец в джинсовом комбинезоне, в которой недвусмысленно читается темперамент и мастерство Гаечки, хоть она скорее заяц, чем мышь. И даже зовут её Хейли - почти как Кейли Фрай, Гаечку из Светлячка. Она занимается прокачкой и разработкой экипировки для Даста и, в общем-то, проходной персонаж в контексте глобального повествования, но теплота игры раскрывается именно в таких вот характерах и оттенках, и в бесконечном внимании к этим оттенкам со стороны героического мистера Додрилла.
Вряд ли когда-нибудь Дасту удастся снискать популярность прима-балерин вроде Байонетты или Эцио Аудиторе, но ему это и не нужно: блистательная хореография и чуть-чуть неуклюжее очарование прошлого позволяет ему, не выходя из занимаемой ниши, дарить столь же сильные - а то и сильнее! - эмоции, что дарят и упомянутые звёзды большого балета.
_______
В этой статье речь идёт об игре Dust: An Elysian Tail для MS Windows, Xbox 360, Linux и OS X