Безусловно и абсолютно! Стражи галактики - это лучшее развлекательное кино в нынешнем году. С недоумением узнаю, что множество друзей и знакомых его до сих пор не видели. Срочно раздеть глаза и увидеть! Без промедления!
Так радостно, когда жанр, изначально предполагающий низость и примитивизм, и, в следствие оных, претенциозно пыжащийся в жалкой погоне за серьёзностью, угрюмостью и псевдоглубиной, вдруг плюёт на всё и выстреливает. Так ярко, искренне и душевно выстреливает, что физиономия у тебя лопается от улыбки и не перестаёт улыбаться ни когда ты выходишь из кинотеатра, ни на следующий день, ни через неделю, когда ты смотришь в сети всяческие съёмки из-за кулис и дополнительные материалы, ни даже сейчас, когда прошло больше месяца.
Так отрадно, что фильм, изначально предполагавшийся картиной второго эшелона про героев второго эшелона, и вообще позиционировавшийся как некое хулиганство (выгорит - хорошо, не выгорит - не страшно), срывает самую большую кассу и через два месяца после премьеры даже и не думает прекращать мерцанье граней.
«Стражи галактики» всё делают совсем не так, как сейчас принято в коммерческом кинематографе. И поэтому они всё делают правильно. В моде мрачная готичность и размышления о жизни на пустом месте? Нет, у нас всё просто, как пять копеек! Происходящее должны сопровождать злободневные хиты сегодняшних идолов? Нет, у нас будет музыка 70-х, и не какие-нибудь ремиксы модного диджея, который не играет на компакт-дисках, а настоящий хардкор! В команде героев должен быть один клоун и балагур, для comic relief’а, ну и просто для галочки? Да у нас все команда будет состоять из балагуров! Причём самым драматичным и ранимым будет не живой актёр, а мохнатый зверь, нарисованный на компьютере.
Это сущая правда. Енот Ракета, который по всем трейлерам и по всей здравой логике представлялся типичным дурашливым маскотом для развлечения, оказывается чуть ли не главным героем фильма. Да что там, самым главным. Он чем-то похож на предыдущую роль Брэдли Купера - учителя истории Пэта из фильма Мой парень псих. Если Питер Квилл, Гамора и Дракс - вполне себе архетипические архетипы, рвать шаблон не спешащие, то Ракета - колкий, говорливый, сложный, противоречивый, неприкаянный, легко возбудимый и самый, наверное, живой из всех.
Как Костя Лёвин или Андрюша Болконский, только пушистый.
Ну и, конечно, Грут, любимец всех девочек. О том, что Вин Дизель гораздо лучше и гораздо больше своего привычного амплуа, я знал и раньше, посмотрев несколько с ним интервью, где он предстаёт вовсе не брутальным красавцем-гопником, а чертовски обаятельным и красноречивым интеллектуалом. Вот и здесь, казалось бы: ну энт и энт, «вы в фильме Морозко, случаем, не снимались», подумаешь. Но нет: трёхмерная мультяшка пышет какой-то внутренней теплотой и живостью, дарит девчонкам цветы, выпускает из ладоней феерических светлячков и басовито лопочет свою единственную фразу на шести языках.
И здесь есть действительно смешные шутки. Некоторые на грани фола, но изумительно тонкие, например, про картины Джексона Поллока. Это вам не два железных шара на цепи у Девастатора между ног (вы ведь понимаете, в чей огород камень, не так ли)!
Конечно, без изрядных слабин не обошлось. На мой вкус, не дотянули оба зелёных человечка из главных героев. Громадный рестлер Дейв Батиста, несмотря на то, что ничего сложного играть ему здесь не приходится, всё же местами не доигрывает, хотя как татуированная машина насилия, безусловно, убедителен. Зоя - весьма симпатичная девушка, но зачем-то её состарили этими узорами на физиономии, при любом освещении напоминающими бабушкины морщины. Вообще Гамора в фильме получилась немного потерявшейся, как в смысле дизайна, так и в смысле характера: с одной стороны - самая смертоносная воительница во вселенной, владеющая всеми существенными видами боевых искусств, с другой стороны - хрупкая, тонкая, почти тургеневская барышня, склонная к романтике и гуманизму. Оно могло бы сложиться гармонично, но вот для меня как-то не досложилось.
Как и во всех фильмах Кинематографической Вселенной Марвел им. К. Файги, здесь провалены злодеи: они безобидны, недальновидны и всегда безапелляционно проигрывают. С другой стороны, в отличие от всех прочих провальных злодеев, здешние негодяи прекрасны внешне. Карен Гиллиан обладает невероятной миловидностью и, даже будучи лысым синим инопланетянином с кибернетическими имплантатами, бесконечно умиляет и формой черепа, и пухлостью щёчек. И Ли Пейс, хоть его тут и не узнать, выглядит более уверенным в себе, чем когда восседал на лосе. В дизайне Ронана чувствуется неуловимая сентиментальность: когда смотришь на него, кажется, что перед тобой старый мультсериал из хрустально-солнечного детства, вроде Хи-мена или Визионеров.
Вообще, самое главное оружие Стражей в борьбе за симпатии зрителя - это ностальгия. Оно взывает к глубинным чувствам тех самых повзрослевших детей (нас с вами), которые истосковались по хардкору и устали от моды. Поэтому музыка здесь прямиком из 70-х, дизайн - из 80-х, сюжет - из 90-х. Со всеми своими глупостями, несуразностями, условностями, вместе они дают потрясающий эффект. Да и про современные пути к сердцу взрослого младенца не забыли. Финальная сцена фильма оказалась настолько чудесной, что её официально выпустили на Ютубе отдельным роликом.
Надеюсь, управители финансовых потоков в области культурки усвоят урок, который преподали Стражи галактики: чтобы вызвать щенячий восторг и заработать больше всех денег, совсем не обязательно идти по накатанной дорожке из бессмысленно грохочущих эффектов, примитивных шуток, пафоса и сушащих зубы квазиактрисок (вы ведь понимаете, в чей огород камень, не так ли?!). А даже если не усвоят, счастливая младенческая улыбка с моего лица не сойдёт ещё долго. От Стражей галактики очень тепло на душе. В нашу эпоху имперских раздоров и бестолковой пассионарности это настоящая ценность.