Поскольку про фильм куплетов спето уже очень много, заострюсь на одном моменте, который мне показался чертовски любопытным. Бесспорно, перед нами настоящая научная фантастика уровня Стругацких, каковой не рождалось, увы, давно. А самое важное в фантастике, как и заповедано мастерами жанра, вовсе не технологическая дотошность, а философическая глубина: "научность" нужна здесь не столько для выдумывания квазиреалистичных техногенных конструктов, сколько для попытки осмыслить человеческое существование. Мораль, устремления, мотивы и так далее. И если к техническому моделированию в фильме можно придираться (что, на мой вкус, довольно скучно, и чего лично я делать совсем не люблю), то гуманистическая драма тут безупречна. Однако, самое интересное в картине рождается на стыке этих двух аспектов композиции: человеческих страстей и квантового теоретизирования. Интерстеллар-то, собственно, о любви.
С одной стороны, очевидная вещь, что любовь - одна из центральных тем фильма. С другой - любовный лейтмотив здесь настолько деликатен, что его ключевую, сюжетообразующую роль легко не заметить. Однако, если в нём вдумчиво разобраться, становятся понятны и объяснимы многие изгибы фабулы, в том числе и чисто физические.
В сцене, когда герои выбирают, на какую планету им отправиться дальше - Эдмундса или Манна - Амелия произносит очень важный монолог, кажущийся на первый взгляд обычными сентиментами. Она фактически предполагает, что любовь - явление не просто не детерминированное биологическими инстинктами, но и зачастую противоречащее им - сродни гравитации; в том смысле, что так же, как и гравитация, умеет пронзать пространство-время.
И дальнейший сценарий фильма принимается косвенно подтверждать её слова: "правильным" выбором, конечно же, оказывается планета Эдмундса - "выбор сердца". Такой разворот может показаться сопливым и подростковым, а вовсе не философским, но только лишь до тех пор, пока мы не попробуем предположить пресловутую любовь - в рамках нашего псевдонаучного фантазирования - своеобразным "пятым" фундаментальным взаимодействием.
Однако, если мы сделаем такое допущение - многое в фильме сразу встаёт на свои места. Например, развёрнутые в чёрной дыре книжные полки Мёрф. Очевидный технический вопрос: если люди будущего научились контролировать пятимерное пространство и подчинили временной континуум, зачем им понадобилась такая сложная процедура? - теперь легко получает ответ. Построение трёхмерной модели пятимерного пространства было возможно для демиургов не "вообще", а исключительно в отношении конкретного человека и объекта, которые связаны между собой любовью. Только сочетание Купер + Мёрф + детская комната, рождающее любовь и взаимодействие невероятной мощи, позволило пронзить пространство-время!
Нечто подобное, только без привлечения квантовой теории, было в финале, пардон за тавтологию, восьмой Финалки (и также являлось на протяжении всей игры принципиальным лейтмотивом): потерявшиеся в пустоте герои находят друг друга, обращаясь к "своему заветному месту", где обещали всегда друг друга ждать. Книжные полки Мёрф оказываются для Купера таким же "заветным местом", пробуждающим туннелирующие особенности любви. Не знаю, держал ли Нолан подобную интерпретацию в голове, когда всё это придумывал, но по-моему, это гениально. Было бы здорово увидеть развитие этой темы и дальше в фантастике, в первую очередь, фантастике научно-философской. А мне свежими идеями имеет смысл дополнить свою
формулу любви .
P.S. Когда мы выходили с сеанса, Изначальный Друг Артёмка заметил (практически дословно повторяя слова отца Тэдзуки Осаму в 1942 году, после закрытого просмотра "Белоснежки", чему я был поражён): "Я не понимаю, как можно хотеть воевать со страной, которая снимает такие фильмы?!"
И мне вот тут подумалось: если предположить существование элементарной частицы-переносчика фундаментального взаимодействия человеческой любви, то сразу становится понятно, что будет для неё античастицей...