Преизрядное пробуджение Силы

Dec 19, 2015 02:33

Для последовательного и перманентного поклонника "Звёздных Войн" во мне не хватает последовательности. И перманентности. Юноша бледный со взором горящим, который гудит губами, изображая звук светового меча, просыпается во мне нечасто, как раз с периодичностью выхода очередного эпизода. В груди вздымается пламенный хайп, глаза следят за новостями и трейлерами, мозг освежает историю и дизайн. Вот так и сейчас: интерес к седьмой серии пробуждался - как Сила - осторожно, развиваясь из лёгкого скепсиса в радостное ожидание. Первые трейлеры скепсис вызывали немалый. Нелепый дизайн меча главного злодея, совершенно не обаятельное пыхтение и улюлюкание потного героя Джона Бойеги, да и сам Джей Джей Абрамс в режиссёрском кресле, в величие которого после "Лоста" никакой веры не оставалось, - всё это внушало сомнения. Но чем ближе к делу, тем больше ребёнку внутри желалось и грезилось, и на премьеру я пошёл в прекрасном расположении духа. Вышел через два часа ещё более окрылённым. Много хороших людей вокруг меня остались недовольны. Зря.





Признаюсь, мне никогда не была до конца понятна критика сказочных историй с точки зрения научного рационализма. Вроде: почему в космосе слышны взрывы и почему силы зла носят чёрное. Особенно странно, что подобная критика адресована намного чаще Голливуду, чем, скажем, Афанасьеву, Гофману, Пушкину или Библии, а ведь, казалось бы, отчего такая предвзятость? Главная задача волшебной истории - эмоциональная. Некоторые считают, что хорошая сказка обязательно должна чему-то учить - это глупости: любая нормальная история чему-то учит, ей не обязательно для этого быть сказочной. Но именно хорошая сказка захватывает мифологией, атмосферой, она - пища не рационального ума, а широко распахнутых глаз. Критерий успешности сказочной истории - пресловутый suspension of disbelief. Если мы проникаемся происходящим и в животе приятно роятся высшие насекомые, несмотря на все технические несостыковки, значит история удалась. Никто и никогда не считал "Звёздные войны" научной фантастикой, даже задачи такой не было.

Седьмой эпизод очень хороший. Размашистый и одновременно уютный. Во многом казавшееся рекламным решение "меньше 3D и зелёного экрана - больше кукол и натуральных декораций" оказалось чертовски верным. Игрушечные спецэффекты устаревают гораздо медленнее, чем компьютерная графика, а в десятилетия единовластного правления последней кукловоды без дела не сидели. Если раньше мы удивлялись тому, как реалистично выглядят CG-эффекты, то теперь, наоборот, восхищение вызывает факт, что перед нами реальный физический объект, а не графика. Вот, например, новый дроидик BB-8, от души обаятельнейший, про которого я всё время думал, как про мультяшку, оказался настоящей куклой, что играет перед камерой наряду с живыми актёрами (и не уступает порою последним в драматическом мастерстве). И как хороши все эти песчаные дюны, сумрачные леса, интерьеры, с подвешенными к потолку связками чеснока! И разумеется, все эти декорации и антропоморфные костюмы дышат в полную грудь ностальгией. Приём, быть может, слишком уж проверенный, слишком нечестный способ добраться до наших сердец, но если он работает - а он здесь, чёрт возьми, работает - то почему бы и нет?



Если за оформление и антураж опасений традиционно не возникает, то за актёров-людей и персонажей их я волновался. Вопли фанатов о том, что "надо верить Абрамсу, Абрамс могуч, Абрамс просто так ничего не делает", меня никогда не трогали, потому что... не всегда могуч, и часто делает просто так. Но волновался напрасно. Больше всего сомнений, как я уже заметил, вызывал персонаж в исполнении Джона Бойеги, и особенно наличие светового меча в его руках; слишком уж пролетарско-окраинным выглядел Финн в трейлерах для сверкающей далёкой-далёкой галактики. Строго говоря, таким он и смотрится в фильме, однако отчего-то не раздражает. По сути Финн - это архетипический чернокожий comic relief-герой, вроде Осла из Шрека, на долю которого выпадает 80% всех шуток фильма и снятия напряжения. При этом, шуток не так много, чтобы привести в бешенство зрителя молодого и пафосного, и в большинстве своём они довольно милы. Кроме того, пресловутые дуэли со световым мечом Бойега отыгрывает как надо: именно так и должен (не)уметь сражаться его персонаж в силу (с маленькой буквы) своего бэкграунда.



Дэйзи Ридли же, в свою очередь, смотрится идеально в контексте своей героини. Она - и Люк из "Новой Надежды", только не занудный, и Амидала из "Призрачной Угрозы", только не ждущая ото всех поддержки, и вообще именно такая, каким должен быть протагонист "Звёздных Войн". Оглядывая ранние отзывы на фильм, я заметил, что Рэй очень часто обвиняют в "мэрисьюшности" характера, мол, слишком идеальная, всё получается с первого раза, все ниточки сюжета отчего-то ведут к ней. Это не так, потому что "мэрисьюшность" - вещь иная. Мэри Сью - не просто идеальная героиня без укропа и страха. Т.е. формально это почти так, но есть важный нюанс: Мэри Сью всегда (подспудно ли, через реплики ли автора) любуется собой. Яростно декламируя на камеру, какая она простая девчонка, а вовсе не герой, и как она категорически, знаете ли, не может, Мэри Сью чётко даёт понять зрителю или читателю, что просто набивает себе цену. При этом мы - чаще всего - видим невооружённым глазом, что Мэри Сью НЕ умна, НЕ красива, НЕ обаятельна, НЕ сильна, однако автор вместе с прочими персонажами пытаются убедить нас в обратном. Кроме того, Мэри Сью принципиально чужда самоирония и юмор вообще. Она серьёзна, пафосна и недосягаема. Как, например (не к ночи), Китнисс Эвердин или Белла Свон. Так вот. Рэй совершенно иная. Она действительно добрая и хорошая. Она действительно не претендует, но у неё получается. Получается, кстати, не всегда с первого раза. Иногда с третьего, если вы понимаете, о чём я (между прочим, в этой сцене штурмовика играет Дэниел Крейг, хотя об этом ещё мало кто знает). Я исключительно рад Рэй в новой трилогии, равно как и её первой партии.



Ну и конечно нужно сказать об Адаме Драйвере, изображающем здесь готичного антагониста. Очень многим (особенно, по моим наблюдениям, в российском сегменте зрительской аудитории) ни актёр, ни его герой не понравились. Не знаю, то ли люди ждали нового Вейдера, то ли просто переиграли в Вархаммер и великодержавность, но Кайло Рен прекрасен практически всем. Это гениальный злодей. Некрасивый, неуравновешенный, вспыльчивый, мечущийся, угловатый, лишённый лоска и стоического пафоса, исполнитель главного и самого сильного (хотя, конечно же, довольно легко просчитываемого заранее) спойлера фильма. Опять же в русскоязычном сегменте интернета встречаю я много придирок по поводу того, что, мол, фильм слишком голливудский. Так вот, если Финн - действительно архетип американского развлекательного кино, то Кайло - это мрачный герой кинолегенд скорее советских, вроде "Сказки странствий" и "Мио, мой Мио". Его световой меч стопроцентно соответствует его натуре - дёрганый, ломаный, искрящий, ревущий. Кстати говоря, для тех, кого всё ещё беспокоит нецелесообразность дизайна этого оружия, есть весьма убедительное разъяснение оного дизайна.
[О мече Кайло Рена] Своё оружие Кайло сделал сам, не так давно, но по технологии весьма древней, разработанной ситхами, чтобы увеличить разрушительную мощность клинка. Как известно, световой меч имеет в своей основе три кристалла - первичный и два фокусировочных, которые собираются и настраиваются исключительно при помощи Силы. Если фокусировочные кристаллы установлены не симметрично, клинок потеряет союзную направленность пучка. Это усиливает его мощь (почему-то), но становится небезопасно для самого фехтовальщика. Именно такую процедуру и проделал невоздержанный Кайло. Боковые же крестообразные отверстия - это вовсе не гарда (очевидно, что при такой архитектуре удар противника будет по-прежнему приходиться на энергоблок, а не на дополнительные лучи), а отводы для выхода избыточной энергии, чтобы меч не взорвался в руках хозяина.



Любопытно, что этот, самый популярный до выхода фильма, кадр в самом фильме отсутствует.

Замечательный момент, связанный с Реном (уж не знаю, сознательно его рассчитали сценаристы, или это гениальная догадка): ещё перед выходом фильма фанаты буйно обсуждали, потянет ли вообще этот парень в чёрном шлеме на фоне Вейдера или нет; так вот, сам Кайло Рен озабочен этим же вопросом! Достоин ли он своего предшественника или просто лопоухий парнишка? А ещё, когда Кайло роняет снятый с головы шлем, тот падает грузно, точно свинцовый, и остаётся ровно там, где упал. Вообще внимание к деталям здесь потрясающее.



Ну и наши от души старички. Все говорят, что Харрисон Форд последнее время так плохо играл, а тут вдруг так хорошо... Не знаю, не видел, что там происходило последнее время, но здесь он на месте, как и Питер Мейхью, совсем, вроде бы даже, и не поеденный молью. А Кэрри Фишер похожа на Надежду Румянцеву. Опять же, бить в ностальгию фансервисом - приём читерский, но действенный и нафталином не пахнет.



У фильма есть одна очевидная слабость - и это, увы, сюжет. Дело даже не в его простоте и предсказуемости (в конце концов, давайте честно, когда "Звёздные войны" блистали сюжетными поворотами? I'm your father? Да я вас умоляю!), а в том, что сценарно полотно повторяет события "Новой надежды" чуть меньше, чем полностью. Иной раз даже настолько, что качаешь головой. Но вот какая штука: в детстве четвёртый эпизод меня страшно разочаровал. Я был столько наслышан о головокружительных космических сражениях, о блистательных схватках на световых мечах, пришёл в кинотеатр и получил очень мало, особенно в отношении световых мечей. Да и оборвалось всё будто на полуслове. А вот нынешний эпизод за номером семь такого разочарования не принёс. Оправдал все ожидания с лихвой, мальчишку внутри разбудил так, что до сих пор никак не уснёт. Да, никаких откровений здесь нет, но нужны ли они? Магия погружения может работать по-разному: как у Захарова в "Обыкновенном чуде", или как у Земекиса в "Назад в будущее", или вот как здесь. Разные манеры повествования, но эффект один: тебе хорошо и радостно.

Мне радостно.

кино, starwars

Previous post Next post
Up