ЦЕРКОВЬ О САМООСУЖДЕНИИ ЕРЕТИКОВ - II

Mar 23, 2016 18:02


Итак, мы выяснили, что еретики самым своим нечестием осуждают себя и подвергают отлучению от Церкви непосредственно судом Божиим, как учит Пространный Христианский Катихизис: "Грешники нераскаянные, еретики, или видимым действием церковной власти, или невидимым действием суда Божия, как мертвые члены, отсекаются от Тела Церкви" (Пространный Христианский катихизис. М. 1895, с. 72). Отсюда и становится понятной та причина, по которой собирались Святые Вселенские Соборы. Собирались они единственно, чтобы констатировать факт уже совершившегося отпадения нераскаянных грешников (коими особенно и являются хулители Духа Святого - еретики) от Церкви Божией, т.е. подтвердить только видимым действием соборного суда невидимое действие суда Божественного, или, иными словами, объявить в отношении тех или иных еретиков во всеуслышание уже совершившуюся волю Божию.

Вселенские Соборы собирались отнюдь не для того, чтобы из "еретичествующих и действующих, но не осужденных еще Собором еретиков" делать осужденных и назвать их еретиками, как нечестиво учат экуменисты, то есть буквально о том, что ДО Соборного решения - еретиком и называть никто не в праве, того,кого 15-е Правило Дв. Соб. называет- лжеепископом,который несомненно не имеет уже Даров Святого Духа и действий Его. "Анафема, возглашаемая Церковью, - подтверждает нашу мысль митр. Филарет (Вознесенский), - есть... отлучение от Нее того, кто фактически перестал в ней уже состоять" (Филарет (Вознесенский), митрополит. Проповеди. Т. 1, с. 115). И действительно, сама жизнь подтверждает это на деле. Так, к примеру, когда вор или убийца, и вообще всякий нарушитель гражданского порядка, становится преступником закона: сразу после совершения своего преступления, или только тогда, когда он будет пойман, обличен и приговорен к наказанию судом? Несомненно - сразу после совершения злодеяния. Также обстоит дело и в жизни духовной, где не только всевидящий Бог, - сама совесть, как голос Божий, служит неумолимым судьей отступившему.

Посмотрим же еще из святоотеческих творений, кого св. Отцы Церкви именовали еретиками: тех, кого осудили Соборы, или же тех, которые уклонились от чистого и спасительного исповедания Православной Веры? Св. Василий Великий говорит: "Еретиками назвали древние совершенно отторгшихся и в самой вере отчуждившихся" (См.: 1-е правило св. Василия Великого). В толковании на 14 правило IV Всел. Собора Зонара объясняет: "Под именем еретиков разумеются те, кто приемлют наше таинство, но в некоторых частях учения погрешают и не согласны с православными" (Цит. по: Никодим, еп. Далматинский. Цит. соч. Т. 2, Спб. 1911, с. 370). В Синтагме Матфея Властаря сказано "Еретиками мы называем всех тех, которые не причащаются святых тайн от священников в Святой Церкви Божией" (Алфавитная Синтагма Матфея Властаря. М. 1996, с. 58). Св. Варсонуфий Великий свидетельствует: "Всякий, кто не хранит заповедей Христовых от сердца, есть уже еретик" (Преп. отцев Варсонуфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни. Спб. 1905, с. 342). В Синопсисе говорится: "Еретик тот, кто чужд по вере" (Правила Святых Отец с толкованиями, с. 156). Вообще, по каноническому учению Православной Церкви, изложенному в Номоканоне, "кто не православный, тот - еретик" (Номоканон в XIV тит., XII, 2 (Аф. Синтагма, 1, 261)).
И вот еще свидетельства Свв. Отцов. Св. Марка Ефесского: "Является еретиком и подлежит законам против еретиков тот, кто хотя бы и немногим отклоняется от Православной веры" (Цит. по: "Воздвижение", 1994, № 5); и св. Григория II, папы Римского: "Еретиком объявляют человека, (даже) когда он известен немногим людям и когда обольщения его встречают затруднения - мысли перепутаны и неудобопонятны.  И такие, не имеющие смирения, проповедники своих собственных догматов тотчас обнаруживают свое незнание и ослепление, и падают" (Иоанн, еп. Аксайский. Цит. соч., с. 311).

Все эти вышеприведенные цитаты и примеры из жизни и учения свв. Отцов со всею ясностью свидетельствуют нам, что еретики тотчас по исповедании ими ереси обнаруживают свое падение и отчуждение от Бога, благодати Духа Святого и Церкви Христовой, а не тогда, когда осудит их православный Собор.

Вот примеры из церковной истории, из которых видно, что еретики осуждались Святыми и Вселенскими Соборами на том основании, что те уже отпали от Церкви Христовой, вследствие своего нечестивого учения, лишившись и благодати Божией. Так Отцы VII Вселенского Собора об иконоборцах, как уже замечалось выше, постановили, что они и до созыва этого Собора "отпали от истинного учения; восстав против предания кафолической Церкви, они погрешили в понимании истины и, как говорится в "Притчах", заблудились в границах возделываемого ими поля и собирают руками своими неплодие (Пр. 9, 12). Они дерзнули отвергать богоугодные священные приношения и назвали себя иереями, тогда как сами не были таковыми" (Деяния Всел. Соборов Т. 7, с. 283). Когда перед Отцами V Вселенского Собора встал вопрос об осуждении нечестивого еретика Феодора Мопсуестского и его богохульных сочинений, то Св. Император Юстиниан Великий специально для выяснения дела снарядил в Мопсуест целый собор епископов, который выяснил, что Феодор еще при жизни находился вне общения с Церковью. Св. Юстиниан Великий по этому поводу сказал следующее: "В общении с Церковью находятся только те, которые до конца соблюдают общее учение благочестия, проповедуемое в Церкви; а так как Феодор постоянно пребывал в нечестии, то и умер вне общения с Церковью. Собор, собранный в Мопсуесте, показал, что Церковь не считала его умершим в церковном общении, ибо имя его в Церкви, в которой он был епископом, было вычеркнуто из церковных диптихов" (Иоанн, еп. Аксайский. Цит. соч., с. 236). И на этом основании, т.е. что Феодор Мопсуестский уже давно был отлучен от общения с Церковью, Вселенский Собор предал его анафеме.

Также и все древние еретики, появившиеся гораздо ранее времени Вселенских Соборов, по твердому убеждению Святых Отцов, находились вне общения с Церковью.

Все эти еретики в большинстве своем были осуждены Вселенскими Соборами уже после их смерти. Тем не менее, св. Отцы еще при жизни этих еретиков именовали их еретиками, а не "еретичествсующими епископами еще не приведенными к суду", считая их совершенно отпавшими от Христа. Это касалось как тех, которые никогда не принадлежали к Церкви (гностики, манихеи), так и тех, которые вышли из нее (Ориген, Новат, новатиане, донатисты и проч.). Из Отцов того времени, известных своими писаниями против еретиков и раскольников, выделяются: св. Ириней Лионский, св. Ипполит Римский и, особенно, св. Киприан Карфагенский. Из их сочинений можно с достоверностию узнать, как Святая Церковь относилась к древним еретикам, и что в учении свв. Отцов этого времени невозможно найти что-либо похожее на еретическую экклезиологию современных сергиан-экуменистов МП.

И из того же 15 правила Двукратного Констант. Собора следует, как уже говорилось выше, что отделяющиеся от общения с открыто исповедующим ересь еще "прежде соборного суда" над ним, делают это не почему либо иному, как потому, что его "осуждают", как ясно гласит правило. В этом же правиле еще указывается, что ересь, достойная отделения православного от проповедующего ее, может быть осуждена не только Соборами, но и "или Отцами", т.е. если данная ересь была осуждена хотя бы кем-нибудь из Свв. Отцов, то и в этом случае можно прерывать общение с предстоятелем-еретиком прежде соборного осуждения его. Поэтому невозможно признать, что отлучение на еретиков, провозглашаемое отдельным верующим, "не может заменить соборного приговора Церкви и ее Господа, Иисуса Христа". Как можно отрицать общецерковное значение этих отлучений, если сами свв. Отцы, подавая пример и нам, произносили их, не дожидаясь соборного разбирательства. Святые Отцы, как божественные органы Святого и Животворящего Духа, возвещали этим не свою волю, а волю Божию; и как Господь ненавидит и нисколько не терпит богохульства еретиков, также и рабы Его. "Божественные апостолы, - поучает преп. Иосиф Волоцкий, - священные учителя и святые патриархи, семь святых Вселенских Соборов, на которых были две тысячи святых отцов, и множество святых поместных соборов - все предали еретиков проклятию и нам также повелели проклинать их, отвращаться от них и избегать их" (Иосиф Волоцкий. Просветитель. М. 1993, с. 313-314).

Вот примеры из истории, когда свв. Отцы осуждали еретиков еще до суда Всеправославного Собора. Так св. Целестин, папа Римский, отлучил Нестория; св. Григорий II, папа Римский, проклял императора-иконоборца Льва Исавра и всех, "кого он опутал"; св. благоверный император Юстиниан Великий прежде соборного суда анафематствовал Феодора Мопсуестийского; Святейший Патриарх Константинопольский Михаил Керулларий также прежде суда Вселенского Собора предал проклятию папистов. И св. Максим Исповедник поступил также, осудив монофелитских патриархов. Когда же его пытались заставить приобщиться с патриархом-еретиком, он ответил: "Если и вся вселенная начнет причащаться с патриархом, я не причащусь с ним. Ибо я знаю из писаний святого апостола Павла, что Дух Святой предает анафеме даже ангелов, если бы они стали благовествовать иначе, внося что-либо новое". Из последних слов святого очевидно, что прежде соборного приговора над новоявленными еретиками св. Максим признавал действительным суд Святого Духа, предавшего монофелитов анафеме. Поэтому, на вопрос: почему он не вступит в общение с Константинопольским престолом, преп. Максим ответил, что монофелиты "сами себя отлучили от Церкви и изобличили в неправомыслии. Мало того, сами себя отлучив от Церкви, они низложены и лишены священства на поместном соборе, бывшем недавно в Риме. Какое же тайнодействие они могут совершать? Или какой дух снизойдет на тех, которые ими рукополагаются?" (Жития святых по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского. Кн. 5. Январь. М. 1904,с.710,709). И эти слова св. Максим произнес еще задолго до созыва Вселенского Собора, осудившего монофелитскую ересь, и даже собора своей Поместной церкви, руководствуясь только постановлениями собора церкви Римской и учением св отцов и апостолов. Подобных примеров, когда бы свв. Отцы еще прежде соборного суда осуждали и проклинали еретиков и раскольников, можно найти в великом множестве, если с большой подробностью изучить историю борьбы Церкви с еретиками.
Что же до самого Соборного осуждения  - экуменистов, сергиан и новостильников, то эти еретики давно осуждены именно Соборами Церкви и преданы анафеме:

1. Утверждающим антихристианскую ересь сергианскую; учащим, яко союзом с врагами Христа спасается Церковь Христова, и подвиг мученичества и исповедничества отвергающим, и на иудином основании лжецерковь устрояющим, и сего ради дозволяющим нарушать и искажать учение, каноны и нравственные законы христианские; заповедающим христианам поклонятися богоборческой власти, будто бы Богом данной, и служить ей не за страх, а за совесть, благословляя все ея беззакония; оправдывающим гонения на Истинную Церковь Христову от богоборцев, думая тем самым служить Богу, яко и совершали на деле продолжатели ереси обновленческой митрополит Сергий Страгородский и все его последователи, Анафема!

2. Нападающым на Церковь Христову и учащым, яко Она разделися на ветви, яже разнятся своим учением и жизнию, и утверждающым Церковь не сущу видимо быти, но от ветвей, расколов и иноверий соединитися имать во едино тело; и онем, иже не различают истиннаго священства и таинств Церкви от еретических, но учат, яко крещение и евхаристия еретиков довлеют ко спасению; и онем, иже имут общение с сими еретики или пособствуют им, или защищают их новую ересь экуменизма, мняще ю братскую любовь и единение разрозненных христиан быти, Анафема!

3. Не следующым обычаям Церкве, иже уставлены быша на седми Вселенских Соборех, такожде и Святей Пасце и месяцеслову, иже они правильно уставиша и предаша нам на последование, но желающим последовать новоявленной пасхалии и новому месяцеслову безбожных папских астрономов; и, противясь оным обычаем Церкви, желающим ниспровергнуть и развеять догматы и обычаи Церкве, ихже мы от Отец прияхом, Анафема!
Оригинал взят у consensus в ЦЕРКОВЬ О САМООСУЖДЕНИИ ЕРЕТИКОВ - II
Previous post Next post
Up