Предыдущая часть -
здесь.
Начало -
здесь.
Часть 4. Desperados.
Русский солдат, дорогие читатели, практически всемогущ, особенно когда он заодно со своим русским офицером. Вы это знаете и без меня, наверное, поэтому неизбежен вопрос из зала “Ну так если у вас что-то украли, почему вы это не достанете как-то обратно? Вы же русские, вы можете невозможное!” Или чем-нибудь замените.
И действительно, современная военная история России, пусть и негласная, знает успешные примеры преодоления нашими солдатами вместе с младшим и средним комсоставом таких мощных “воровских схем”, что диву даёшься. Когда у тебя крадут нормальную военную форму, ну то есть когда выезжают из РФ фуры с хорошим “пикселем”, пошитым по ГОСТам, а приезжают в ЛНР и ДНР на склады фуры с “пикселем”, пошитым зэками под палкой из синтетики-“стекляшки”, ты просто положишь болт на это и идёшь в военторг покупать тот самый, предназначенный тебе хороший “пиксель”, который ты должен был получить от Родины даром (Нет, я сейчас не про те 1,5 миллиона комплектов ВКПО/ВКБО, которых почему-то не оказалось на складах МО РФ. Этих 1,5 млн., скорее всего, вообще никогда не было нигде, кроме бумаги, я про мошенничество меньшего калибра - когда воровали на качестве формы, которая реально шилась, просто шилась из говна и, видимо, зэками на "швейках" зоновских "промок", а потом выдавалась людям вместо пошитой по ГОСТам, которая шла в военторги РФ и Республик).
Форма - херня, решаемо. Но что делать, если у двух армейских корпусов, донецкого 1 АК НМ ДНР и луганского 2 АК НМ ЛНР, годами воруют резину на вездеходные армейские грузовики “Урал” и “Камаз”, которую нельзя ни купить в Республиках за свои, ни ввезти в них, купив за те же свои или за волонтёрские деньги в Ростове? Потому что это “товар двойного назначения”, поставки которого запрещены из РФ в Республики, которые для России, до 22.02.2022, де-юре - территория Украины. Запчасти, особенно мелкие, можно было как-то привезти. Крупные - сканнибалить с того, что не ездит. Но резину-то как?
Весной-летом этого года, да и сейчас тоже, в “Зоне проведения СВО” можно было легко узнать, чья колонна тормознула вдоль дороги, россиян или донбасян, даже не заговаривая с водилами и не глядя на тактические знаки на дверях грузовиков. Просто приглядевшись к скатам ближайшего “Урала”. Если протектор лысый как коленка - наши, если рисунок ещё сохранился - значит 90% вероятность, что россияне.
Семь лет у Корпусов Народной Милиции воровали грузовую резину, весьма востребованную в РФ на гражданском рынке. И немногие крохи этого дефицита, проходившие из РФ, не выдавали в части, а продавали в части тем, кто даст бОльшую взятку. Кто воровал, сколько человек и из каких именно армейских кланов озолотилось на этом - пусть контора пишет, наше дело - рассказать о том, как это превозмогали те отчаянные люди, которым надо было защищать свой дом от нацистов.
Первым решением, разумеется, было заменить на 80% задач большегрузные машины более мелкими - всевозможными гражданских моделей бусиками для поездки по асфальту и УАЗами-“Буханками” и “Головастиками” для выезда на грунтовые накатыши. Причём гражданскими бусиками дизельными, ибо бензиновый транспорт был в условиях постоянной езды реальным разорением для любой части, ну разве что кроме РЕАДНов с бензиновыми “Уралами” в роли БМ-21 и машин обеспечения. Как бензиновый “Урал” в нашей армии называется? Правильно - “Кормилец”. Есть бензиновый “Урал” - ставь его на домкраты в бокс и пиши путёвки, а бензином с этих путёвок заправляй бусики и легковушки, которые на самом деле будут возить людей и грузы.
Ну а если ты обычный, не реактивный, артел или, того хуже, пехотей, то рожай, родной, себе дизельный бусик гражданского образца, да неприхотливый желательно, чтобы казённой соляркой “для танков” не блевал. Для понимания масштабов ада с километражом постоянных рабочих разъездов дам простой пример - покупка на “разборке” в РФ и мучительное затаскивание в 2020-м году в ЛНР через нелицо малобэушного дизельного мотора на машину начальника штаба “Призрака” окупила себя по времени быстрее, чем получилось её осуществить. То есть мы дольше ждали возможности как-то ввезти мотор, чем он себя “отбил” за счёт разницы в стоимости поездок на солярке, которая хотя бы иногда была народная, как положено, и на бензине, которого практически никогда не было на нужный километраж поездок - покупай за свои. А свои, несмотря на то, что по меркам ЛНР платили тогда военным хорошо (по меркам РФ - копейки, разумеется), очень быстро заканчивались, потому что чуть менее чем вся служба, которая приносила реальную пользу, делалась людьми “за свои”, а с Родины доходили только крохи БК и вооружения.
В кабинете нашего покойного комбата “Доброго” в те годы всегда стояла в углу за диваном двацатилитровая канистра. Я как-то спросил его “Алексей Геннадич, зачем канистра, если не секрет? Чтобы как в
“О чём говорят мужчины” выступить?”
“Нет, - засмеялся “Добрый”, - это мой НЗ бензина на поездку до Луганска и обратно в любое время суток, в любой день. Независимо от того, какой это по счёту день после зарплаты. Есть деньги, нет уже денег. Вот, 20 литров бензина всегда есть. Поехал, получил выговор, вернулся. Хоть среди ночи. А потом придумай - где ещё 20 литров до зарплаты взять”.
Словом, гражданские дизельные бусики были спасением, потому что самые длинные и частые “плечи” приходилось всё-таки делать в тыловые штабы и службы, а на передовую из Кировска возить людей, паёк и уголь было относительно недалеко, так что “Буханки” и “Головастики” не разоряли. И вот однажды, где-то в районе рубежа 2016-2017 гг, у “Призрака” забрали на корпус один из бусиков, доставшийся в 2014-м “по мобилизации”. Кто-то ”мобилизовывал” тогда у коммерсов пафосные паркетные иномарки с формулировкой “нам на боевые ездить”, при том что иномарка с асфальта съехать и не сесть на пузо не могла, ну а в Алчевске люди с какого-то частного предприятия, начальство которого сбежало в укропию, “мобилизовали” неказистые, но дизельные и достаточно крепкие бусы.
И вот Корпус, наше луганское командование, захотел себе этот бус, бегавший с наклейкой “Призрака”. “Отжать” через ВАИ машину, чьё происхождение, с точки зрения юридических документов, более чем туманно, проблем не составляло. И бат остался тогда без основных извозных колёс. И “Добрый”, на тот момент то ли ещё зампотыл, то ли уже комбат, он не уточнял мне летом 2017-го, рассказывая историю, когда именно это было, писал рапорт на комкора с объяснением реальной транспортной ситуации. Мол, в текущих условиях нечем больше ни грузы возить на фронт, ни людей. И получил на рапорт письменную резолюцию тогдашнего комкора-россиянина - “ХОДИТЕ ПЕШКОМ!”.
“Знаешь, - сказал Добрый, - как хотелось ниже приписать “ВОЮЙТЕ САМИ!” и уволиться?“
Решайте сами, дорогие читатели, чем считать такое поведение добровольцев из РФ и луганчан, годами терпевших подобное отношение сверху, - конченым терпильством или желанием при любых раскладах защищать от нацистов миллионы благодушных российских обывателей, даже если те наглухо самоустранились от того, что творится у них в государстве и в армии.
Меня, применительно к нашей основной истории, про связь, интересует стратегическая транспортная ситуация, в которой личный состав и низовое командование порвали пупок, но заменили более мелким транспортом армейские грузовики, на которые не было ни запчастей, ни резины. Чинили старьё, покупали б/у за свои. НАДО. Но некоторые вещи всё-таки возить бусиками не получается. Например артиллерийский БК или большие количества личного состава одномоментно. Так что как-то резину, хоть бэушную, но надо было доставать.
Схема народного превозмогания ситуации с резиной на “Уралы” и “Камазы” в Корпусах родилась не сразу, но была волшебна и распространялась среди подразделений как тайное сакральное знание. Когда та или иная часть отправляла свои машины “дорогой длинною да ночной лунною” через границу в РФ, в “Военторг” (см. соответствующую съёмку с БПЛА ОБСЕ, сделанную, кажется, году в 2018-м с которого момента это всё уже не тайна), в грузовик с собой бойцы брали ящик водки. В ЛНР это была “Луга-нова”, в ДНР, видимо, брали коньяки, они там, говорят, из настоящего коньяка.
И вот, по дороге в указанный военам филиал “Военторга” в Ростовской области, воены заезжали на военную базу, занимавшуюся, среди прочих автодел, кучкованием отправляемой на утилизацию списанной из ВС РФ по износу автомобильной резины. В том числе, разумеется и в первую очередь, грузовой. Потому что в РФ на лысой резине военным ездить нельзя - ты же участник интенсивного дорожного движения в цивилизованном месте. Любое ДТП из-за лысой резины - и придётся что-то мямлить в суде.
Там, на базе, донбасян уже ждали оборотистые прапорщики, подбиравшие среди привезённого им под списание из ВС РФ наиболее сохранившиеся шины. Ящик водки доставался прапорщикам, а более-менее хоть как-то живую резину тут же обували на машину донбасян. И стёртые до лысины, а то и до вылезающего корда, скаты донбасян шли на утилизацию вместо списанных россиянами полуживых, которые ставили донбасянам, и на которых они потом много месяцев активно ездили на Донбассе.
При этом, разумеется, попустительством высших сил все машины числились как получившие новую резину. Однажды, проводя проверку в одной из частей ДНР, сотрудник одной спецслужбы поинтересовался:
- У вас в бумагах написано, что на машинах новая резина.
- Да.
- А на самом деле она лысая!
- И?
- ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?
- Что по бумагам - новая, а на самом деле - лысая. Что вам не понятно? Вроде у вас там тупых не держат, должны понимать.
И так или примерно так на протяжении семи лет было со множеством предметов снабжения. Взятки, подкуп, шантаж, титанические многоходовые афёры … у людей, которым надо было мизерными силами держать фронт, всё шло в дело при добыче необходимого для этого своими силами. И, пока кто-то в РФ неиллюзорно обогащался, сбывая налево следом за казённой соляркой казённую авторезину, донбасяне скидывались на “Луга-Нову” и коньяки как прапорщикам, так и старшим по званию лицам. Ну а кто не хотел, тот зимой по неделе не мог грузовиком проехать на позиции из-за гололёда или грязи.
Зачем я написал эту главу “просто про воровство в армии”, никакого отношения к связи вроде бы не имеющее? А затем, чтобы мои читатели поняли до конца всю смертную тоску трагедии со связью, которая будет изложена далее. Потому что русский солдат и русский офицер, служащие своей Родине, а не своему карману, столкнувшись с тем, что у них что-то украдено старшими по званию товарищами, наверняка бы придумали, как им добыть то, что украли или хотя бы его часть, да даже - просто выкупить обратно, как покупались, например, “с рук” в России прицелы на призраковскую миномётную батарею в 2016-м, кажется, году. Но трагедия истории со связью состоит в том, что украдена была сама возможность физического существования необходимого. Нельзя ни выкупить, ни выменять, ни выболтать, ни выгрызть из начальства с мясом то, чего в природе не существует. Почему этого не существует - об этом в следующей главе, в которой мы закрепим ранее полученные знания о Красной Армии. Ужо простите мне скрупулёзность в изложении ситуации и обилие иллюстративного материала. За семь лет привык к тому, что без множества красочных картинок эпичного масштаба народу трудно поверить в то, сколько и чего у него украдено. В то, сколько и чего не было сделано. Вот сейчас, если бы, пока я это писал, официальные лица не заговорили в открытую про полтора миллиона комплектов формы, которых не нашли на складах, вы бы мне поверили?
Ну а раз эту историю уже озвучили, то я позволю себе рассказать ещё одну, 2015-го примерно года образца, когда старлей-зампотех одного из танковых батальонов ДНР поехал в РФ получать
ТРМку. Ушлый старлей, дядька в годах уже за 50, служивший в танках ещё до развала СССР и знавший то ли шесть, то ли семь способов завести танк (don't ask, мне он не успел рассказать, пока общались), когда кэп-россиянин подвёл его к потенциальной "покупке"... включил фонарик и полез под машину! И быстро выяснил, что машина-то без раздатки. Ну вот так вот. Расканнибаллил кто-то по военной нужде или на продажу.
- Ничего не хочешь мне сказать?
- Что раздатки нет? Так вам же проще её будет тащить на жесткой сцепке! А потом спишете в ремонт, она обратно поедет, отремонтируют. Когда-нибудь.
Думаю, излишне говорить, что преклонных уже лет дяденька из Макеевки нихера не ради таких развлечений в армию пошёл, у порога его родной Макеевки стоял безжалостный враг, которого надо было сдерживать, для этого нужны были танки, для танков нужна была ТРМка. РАБОЧАЯ. Потому что танки надо ремонтировать, и делать это, по возможности там, где эти танки работают, а не на ближайший завод тащить из-за каждой мелочи.
И старлей не выдержал. И спокойным, дружеским тоном сказал:
- А давай тебе яйца отрежем, капитан!
- Зачем, - оторопел россиянин.
- А ЧТОБЫ ТВОЕЙ ЖЕНЕ ПРОЩЕ БЫЛО ПЕРЕЖИВАТЬ ВАШЕ БЕСПЛОДНОЕ СОЖИТЕЛЬСТВО!
И с диким скандалом всё-таки получил полностью комплектную машину, которую, разумеется, тоже облазал с фонариком и только что не обнюхал.
И, поскольку людей с таким подходом к делу из РФ завозили в Корпуса всё чаще, ершистый языкастый старлей вскоре неизбежно 1-й Корпус Народной Милиции ДНР покинул и очутился в спецназе "Министерства доходов и сборов ДНР", где стал зампотехом бронегруппы. В которой был самый вылизанный Т-64А, который я видел в своей жизни с работающей радиостанцией Р-123. А ещё там был Т-72, который корпусники на учениях загнали в силосную яму и утопили в ней, после чего "ташкентские" танк у россиян-советников выкупили, кажется, за ящик коньяка, намалевали на нём две полоски и потащили тралом в ремонт под видом трофея.
Не верите? Ну хорошо. Захару Прилепину поверите? Лежал у меня где-то скрин из его ВК, как он, типа глумясь над укропами, предлагал им донатить ему по какому-то поводу, после чего допускал непростительную ошибку. Он спалился: "А мы на эти деньги ещё БК купим!" Покупал Захар патроны для своего батальона, подчинявшегося вместе со всем остальным ПСНом лично Захарченко, разумеется, не у укропов, а у россиян-советников, списывавших их на учения и прочее в Корпусе. Правда, жгли их потом "прилепинцы" по ночам совершенно немилосердно в попытках истреблять ёжиков, принимаемых за подползающие укроДРГ. Посты первой линии обороны оглядывались на них и комментировали - "Чудяяят..."
Ну и, конечно, мне можно предъявить не только многословность, но и кичливость заголовка для всей серии материалов, хотя эти предъявы будут малочисленны, ибо фильм, снятый в 1989 году, к которому идёт отсылка, уже мало кто помнит. Обычное “авторское кино” того периода для Запада, которое у нас потом в 90-е подавали как откровение. Выбрал я его именно потому, что увидел схожесть ситуации между нашим обществом и нашим государством, которая сейчас возникает и грозит разродиться крупными, очень крупными неприятностями, и ситуацией в конце фильма, когда супругам, скажем так, становится необходимо о многом поговорить. Так что я считаю эксплуатацию названия более чем умеренной. Вот если бы я выбрал в качестве заголовка или подзаголовка “С широко закрытыми глазами”, снятый через десять лет, уже на следующей волне “сексуальной революции”, но с примерно аналогичной ситуацией в финале, тогда да, меня можно было бы упрекнуть в стремлении к кичливым заголовкам, потому что его-то все помнят, ну или, как минимум, многие. А так - отклоняется. Тем более что есть ещё одна причина для именно такого названия - в финале будет видео. Того, как всё на самом деле.
Ну и, в качестве "побочки" от основной работы материала, мы получаем ответ Донецкому на вопрос
Как при таких исходных, отсутствии ударов по коммуникациях и численности в пять раз меньше, мужики до сих пор держат? Это - русские. Им надо, они делают.
Только старлей-танкист - армянин. Хотя, вы, наверное, это уже и так поняли.
Продолжение следует.