В поисках неизведанных мной мест города Харькова занесла меня нелегкая в театр Муссури (а точнее в то, что от него осталось), который гораздо больше знаком нам всем как театр музкомедии. Находятся эти развалины на улице Карла Маркса, 28, прямо через дорогу от киевской налоговой инспекции. Кто не знает о чем речь - смотрим расположение на
Google.Maps.
Первая проблема, с которой я столкнулся заключалась в том, что все известные человечеству входы в театр были закрыты. Во-первых, театр неоднократно подвергался попыткам начать реконструкцию (которые так ничем и не увенчались и вряд ли увенчаются). А во-вторых, после многочисленных пожаров в развалинах театра его владелец (оказывается, им владеет уже частное лицо) закрыл все калитки и проходы, через которые можно было попасть в театральные чертоги. И не просто закрыл, а еще и камеры на территории театра поставил.
Об этом мне сообщила добродушная вахтерша одного из примыкающих зданий. А потом деликатно так посоветовала: "Лучше туда не ходите. Потому что хозяин здания понавешивал камеры и сказал, что на первого, кого он там увидит, он повесит все поджоги". Это прозвучало настолько забавно и нелепо, что не залезть внутрь я просто не смог :)
Отвлекать от просмотра фотографий своими комментариями не буду, но маленькую историю театра все-таки расскажу.
История цирка-театра началась в 1911 году (хотя, в некоторых источниках указан 1908 год), когда театральный предприниматель Герасим Михайлович Муссури решил построить на перекрестке улиц Благовещенская и Дмитриевская цирк.
Желание создать что-то великое у предпринимателя было настолько велико, что цирк не только получил репутацию самого красивого цирка в Европе, но еще и стал самым большим цирком в мире - он был рассчитан на 5750 мест! Автором проекта цирка стал архитектор Кориенко, известный харьковчанам еще одной своей знаковой работой - старым ломбардом.
В общем, проект был грандиозным и ничего не предвещало опасности. Но, как и многие хорошие начинания, цирк провалился - харьковчане остались совершенно равнодушны к детищу Муссури. Тогда великий комбинатор идет на отчаянные меры и решает переоборудовать цирк... в оперный театр, наплевав на все законы аккустики.
Как только вся внутренность была перестроена, а под купол повешен натяжной потолок, призванный хоть как-то сгладить полное несоответствие архитектуры аккустическим нормам, любитель большого размаха Муссури открывает первый театральный сезон оперой Верди "Аида". Вместе с лучшими певцами, которых только удалось найти и заманить, предприниматель привозит стайку верблюдов из Африки, что и сейчас стоит немало, а по тем временам вообще приближалось к эпатажу.
Капиталовложения были грандиозные. Поэтому, когда и театр "не пошел", у предпринимателя не осталось финансовых сил его поддерживать. Он разорился. И театр начал кочевать из рук в руки. С 1919 года по 1923 год здесь было здание некоего общественного характера (подобная формулировка меня всегда веселила). Именно здесь было принято решение о присоединении Украины к Советскому Союзу. Здесь же была принята и первая конституция Украинской СССР.
В этом здании выступали Крупская, Дзержинский, здесь пел Шаляпин (где он только не пел). До постройки ХАТОБа театр Муссури считался крупнейшим театром города. В 1929 году театр обзаводится первым постоянным владельцем - театром оперетты. Считается, что именно здесь и зародилась такое понятие, как "украинская оперетта".
Открылся ребрендированный театр спектаклем «Орфей в Аду», к созданию либретто для которого приложил руку сам Остап Вишня. Здесь же была поставлена первая украинская оперетта - "Сорочинская ярмарка" - и знаменитая "Свадьба в Малиновке" (да-да, это уже потом она была поставлена в Одессе и Москве, а потом уже и снят фильм). В советское время здесь выступал Владимир Маяковский, в эстрадных концертах пела Клавдия Шульженко.
Но, так или иначе, проблема аккустики давала о себе знать. Театр просуществовал недолго. В дальнейшем здание пережило еще много реконструкций, постепенно утрачивая свою былую роскошь. Говорят, даже фасад здания, который сейчас облицован плиткой сомнительного вида, был выполнен в стиле модерн. К сожалению, мои поиски каких-либо старых фотографий театра ничем не увенчались.
В 1987 году театр был признан аварийно-опасным. Окончательно же он был угроблен в 2005 году, когда власти города продали здание коммерческой структуре, которая планировала открыть в нем казино. Которое теперь, конечно, стало неактуальным.
Харитонова Вера Федоровна, заслуженная артистка Украины:
"По-настоящему артисткой я себя ощущала, когда только пришла и работала в том, старом, здании Миссури. Это настоящий был театр! К нам туда приезжали: московский театр оперетты, артисты известные: Пугачева, Высоцкий, Миронов, Ширвиндт! Потом происходит то, что я иначе как вредительством назвать не могу: нас берут, убирают из старого здания, подводят все к тому, что оно аварийное… Сколько прошло? 20 лет! Оно стоит, оно будет еще 100 лет стоять. Там здание, которое подлежит восстановлению, я в этом не сомневаюсь. В течение всего времени в прессе периодически появлялись кричащие заголовки: «СОС - спасите оперетту сегодня». Но это «сегодня» пока так и не настало.
Коваль Игорь Николаевич, директор театра музкомедии:
"Здание театра музыкальной комедии было продано властями коммерческим структурам и нам сообщили о продаже письмом. Мы дали запрос через суд, и он подтвердил, что здание нам больше не принадлежит. Это было в январе 2005 года".
Зухейр Хуари, владелец здания:
"Изначально мы хотели сделать там выставочный зал, в принципе, желание осталось. Но мы столкнулись с проблемой аварийности здания: тяжело восстановить купол театра. Раньше это было вообще невозможно, строители отказывались заниматься реконструкцией, но сейчас при новых технологиях, я думаю, нам удастся это осуществить. Одно могу сказать точно: разрушать здание и строить на его месте что-то новое мы не планируем, нам это просто не выгодно".
Вот такое чудо в самом центре города Харькова.
Для всех, кто предпримет попытки пробраться в театр - единственное место, откуда еще реально попасть в театр находится во дворе дома по ул. Карла Маркса, 26.
Там, за детской площадкой, находятся гаражи, а за ними - свалка. Вот именно по ней вам и прийдется пройти, чтобы попасть в заветный проем, ведущий прямиком в главный зал.
Естественно, никакого освещения внутри нет, многие окна закрыты железными листами. Спасает только "техническое" отверстие в потолке, через который пробивается солнечный свет. Но так или иначе фотографии не могут передать ощущений, которые испытываешь попадая внутрь. Так что лучше прямо сейчас отлипнуть от монитора и посмотреть на все это самим ;)
Продолжение следует ;)