Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно. Искусство имеет много ветвей, но корень един. Искусство есть знамя грядущего синтеза. Искусство - для всех. Каждый чувствует истину красоты. Для всех должны быть открыты врата «священного источника». Свет искусства озарит бесчисленные сердца новой любовью.
Н.К. Рерих
«Хотел поблагодарить за Ваше вчерашнее выступление: очень качественное, по-настоящему консерваторское пение, ни одной ноты «мимо», все на дыхании, в тембре и очень, очень красиво, особенно Чилеа и Мендельсон. Ждал, честно говоря, исходя из того, что слышал раньше, немного больше в плане артистизма - эмоции казались «придержанными», но, наверное, это была специальная задумка ради экзамена, и она, несомненно, сработала.
Спасибо Вам еще раз, доброго здоровья и успехов во всем, что Вам предстоит сделать и спеть. С уважением, А. Наумов».
Музыковед, кандидат искусствоведения Александр Наумов написал эти строки и прислал на почту выпускнице Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского Хаве Яндиевой, исполнившей Ф.Чилеа. Арию Адрианы «Poveri fiori» из оперы «Адриана Лекуврер», партию Татьяны в дипломном спектакле «Евгений Онегин».
- Мне нужна Татьяна по Пушкину, говорит режиссер Игорь Ушаков из Большого театра, это визитная карточка оперных исполнителей, а дирижера Александра Жиленкова пригласили с «Новой оперы», - Хава, рассказывая о работе над партией Татьяны, поясняла, как вникала в пушкинский текст, стараясь уловить тончайшие детали касательно образа Татьяны. - Педагог мне сказала, что она видит во мне Татьяну Ларину, и чтобы я пела именно ее. И режиссер подтвердил, что я самая что ни на есть пушкинская Татьяна, в которой сочетаются воспитанность в лучших русских традициях, жертвенность во имя сохранения семьи. Готовясь к этой роли, очень волновалась, я вслушивалась в замечательную музыку Петра Ильича Чайковского, потому что петь Татьяну очень сложно. Даже Анна Нетребко к сорока годам только пришла к этой роли, она ее отодвигала подальше, потому что очень сложные партии. А мне вдвойне сложно было еще и от того, что мало опыта студенческих лет, но мои мастера увидели во мне Татьяну, дипломный спектакль мы должны сыграть, и на этом пути была проделана колоссальная работа. Каждая пушкинская строчка раскрывает глубинный синтез чувств, эмоций, дает бесценное богатство оттенков для раскрытия образа Татьяны:
«Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная, боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой».
Я читала каждую строфу и для себя искала те огранки в словосочетаниях, оборотах пушкинского стиха, которые откроют ключ к моей Татьяне.
- Учась в третьем классе общеобразовательной школы, Хава Яндиева участвовала в художественной самодеятельности, и я отметила для себя эту девочку, будучи членом жюри, но высокого места не дала ей тогда, - вспоминает композитор Зарема Мальсагова, заслуженный работник культуры Ингушетии, член Союза композиторов России. - Голос ее отметила, а когда она пришла учиться в музыкальную школу, я с ней занималась. Она поступила в музыкальное училище г. Нальчика, мы с ней тогда встречались, я ее направляла, говорила ей, что голос ее более к народному подходит, к классике, к академическому пению, чтобы она не уходила на эстраду. Затем она перевелась в Ставрополь, потому как нальчикская школа для нее была слаба. Но и в Ставрополе мы не увидели желанных результатов. А я в это время поступила в Ростовскую консерваторию им. С.В. Рахманинова, моим педагогом был Виталий Семенович Ходош - российский композитор, заслуженный деятель искусств России, профессор кафедры теории и композиции Ростовской консерватории, член Союза композиторов России - удивительной души человек! И я предложила Хаве попробовать поступить в Ростов. Через своего педагога Виталия Семеновича Ходоша, мы встретились с заведующей вокальным отделением Ростовского колледжа искусств Ириной Петровной Бутенко, которая, прослушав одно произведение в исполнении Хавы, сразу взяла ее к себе.
- Ирина Петровна Бутенко поставила мне голос впоследствии и я очень ее люблю. Когда мы с Заремой Магомедовной пришли к ней, я спела один романс, и она меня взяла без вступительных экзаменов, - Хава с искренней благодарностью вспоминает ростовского педагога по вокалу. - А в процессе учебы она начала меня представлять на конкурсы, чтобы развить во мне определенный вкус, публичность, сценические данные охарактеризовать, а особенно, заявлять меня академическому миру музыки, чтобы была узнаваема и постепенно смогла занять свою нишу. Мне очень помогли эти конкурсы внутренне раскрепоститься, укрепляясь в правильности выбранного пути.
В 2009 году Хава становится Лауреатом (3 место) Второго Международного конкурса инструменталистов и вокалистов в г. Фазано (Италия). В этом же году она стала лауреатом (2 место) Международного конкурса солистов-вокалистов им. Оксаны Петрусенко в г. Херсон (Украина), и лауреатом Международного фестиваля народного творчества «Арт-гени» в г. Тбилиси (Грузия).
- Я не знаю как, Дала ишта нийсдаьд из, именно к этой партии я пришла. Почему?
Для каждой выпускницы консерватории предложение сыграть Татьяну из «Евгения Онегина» А.С. Пушкина - неописуемое счастье, потому что об этой роли порой всю жизнь мечтают актрисы с именем, но так и заканчивают карьеру на сцене, не исполнив своей мечты. А Хаве Яндиевой представилась такая возможность в дипломном спектакле:
- У меня был выбор между Мими из «Богемы» Дж. Пуччини, она там умирает в конце, и она по образу мне не подходила, и по тесситуре (преобладающий высотный уровень музыкальной партии в соответствии с диапазоном голоса) была моя роль. Но она какая-то не такая: цветочки, лютики - это все прекрасно, но характера, стержня не было. А мне хотелось к этому прийти. Потом Иоланта из одноименной оперы П.И. Чайковского, где тоже слепую надо было играть, но хотелось сыграть крепкий и стойкий характер. Наверное, это ингушское во мне говорит, что надо выбрать благородство, преданность. Я пока колебалась между ними, мне профессор Екатерина Игоревна Василенко-Скусниченко говорит: «Ты мне голову не морочь, ты Татьяна, и работаешь над образом».
Хава смотрела все Татьяны прошлых лет, прочтение этого образа разными выпускницами и известными оперными дивами последних лет на мировых театральных сценах. Столько потрачено бессонных ночей, слез пролито над этой партией, но она получила колоссальный опыт от работы с такими чудесными мастерами. Увидев работу Хавы, режиссер Игорь Ушаков сказал, что у нее самая пушкинская Татьяна без вычурности и напускного внешнего выражения образа. А дирижер Александр Жиленков написал: «Хава, от всей души поздравляю с замечательной ТАТЬЯНОЙ!»
- В опере надо все пропевать, а «Письмо Татьяны к Онегину» очень сложно исполнять. Не все мировые звезды берутся за Татьяну, потому что выдержать эмоциональный фон почти невозможно, - Хава говорит о вымученном пушкинском образе последних лет, как о неотъемлемой части своей жизни. - И вот эта жертвенность Татьяны Лариной, которая идет параллельно с нашей ментальностью, когда она в конце говорит: «Но я другому отдана; я буду век ему верна», несмотря на то, что самый щепетильный момент во всей опере: «Я вас люблю…». И Онегин говорит: «Что слышу я? Какое слово ты сказала?». Мне поведение Татьяны, ее чистая любовь и преданность семейным узам близка и понятна, как ингушке, в первую очередь.
Родители Хавы из Пригородного района, мама жила в Шолхи - Октябрьском, а папа в Яндиево - Дачное. В семье еще два брата младше Хавы - Илез и Рамзан, но она единственная дочь, потому, наверное, самая любимая у родителей. С самого детства Хава росла очень серьезным ребенком, она родилась 1 мая 1988 года: если все дети играли, резвились на улице, то ее мама находила своего ребенка в уединении с серьезным лицом, размышляющим о серьезных, не детских, проблемах. Месяцев с четырех-пяти мама слышала несвойственные ее возрасту напевы, и считала это нормальным явлением, так как она первенец в семье, а люди со стороны удивлялись странным причудам малыша. Прабабушка Хавы по материнской линии, Халипат, прожила 113 лет, и когда впервые увидела правнучку в шестимесячном возрасте явственно напевающей какие-то мелодии, отметила избранность ребенка и особый дар, который необходимо бережно развивать. С детства Хава росла, слушая песни Хадижат Ахциевой, любимой исполнительницы своего папы. И через годы, оказавшись в Бельгии в составе творческой делегации и познакомившись с Хадижат Ахциевой, Хава была поражена той чистоте, искренности и доброжелательности, человечности, чисто ингушского Эхь-Эздел, которые певица сохранила в себе и несет по жизни.
- Хадижат меня потрясла своей ингушской чистотой и тем, что она сохранила в себе человека, несмотря на архисложные условия жизни. Она одна из тех дорогих мне людей, благодаря которым я cформировалась как синтез личности и творчества, - отмечает Хава Яндиева.
- Я была шокирована, когда после поступления на первый курс консерватории мне Зарема Магомедовна Мальсагова сказала, что профессор консерватории по классу органа и клавесина Шишханова Любовь Башировна - народная артистка России, и что мы обязаны сходить на ее концерт. И опять же так сложилось, что напротив нашего общежития стоял католический собор в готическом стиле - я очень люблю готику. Там проходил международный конкурс органной музыки, где были представлены почти все страны мира, и председателем жюри была Любовь Башировна. Когда все участники выступили и определились места, состоялось награждение, Любовь Башировну попросили дать мастер-класс. Мы с упоением слушали ни с чем не сравнимые звуки органа, этот ослепительный свет духовной гармонии, прочищающий наш мозг и сердце. Весь зал стоя аплодировал Любови Шишхановой, а мы с Заремой, гордые и счастливые, что она ингушка, восторгались. После подошли к ней, познакомились и она меня потрясла высокой академической школой общения, преданностью и искренней любовью к музыке, классике! Любовь Шишханова дала мне урок на всю жизнь, каким должен быть профессионал!
Ко мне постепенно приходило осознание причастности всех этих неслучайных людей к моей судьбе, каждый из них сыграл неоценимую роль в становлении меня, как личности. Своим профессиональным творчеством я обязана Лидии Алексеевне Черных - первому педагогу, готовившей меня на подготовительном отделении к поступлению в консерваторию, народной артистке РФ, солистке оперы Московского академического музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, доценту вокального отделения Академического музыкального колледжа при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского.
Лидия Алексеевна Черных с первых дней знакомства говорила Хаве, что у нее настоящий голос, лирико-драматическое сопрано от природы, с которым она родилась. Педагог бережно относилась к ее вокальным данным и лишь округляла звук, учила открывать широко рот, как того требует академическое пение. Сейчас певица считает, что ей еще необходимо года три-четыре, чтобы голос окреп и обозначилась конституция всего организма.
- Поверили в меня: декан вокального факультета Скусниченко Петр Ильич - профессор Московской консерватории, российский оперный певец (тенор), вокальный педагог, народный артист Российской Федерации, и заслуженная артистка Российской Федерации, солистка Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Василенко-Скусниченко Екатерина Игоревна, мой педагог по вокалу в течение всего учебного процесса. Я безмерно благодарна им всем за тяжкий и ежедневный труд по оттачиванию моих данных. А мне нужна была именно старая классическая школа для базовых, фундаментальных знаний, которой они все владеют на высоком профессиональном уровне.
Хава не позволяла себе в процессе учебы пропустить лекцию или семинар, не говоря о профпредметах, как и не могла не готовиться к каждому из них тщательнейшим образом. За все годы учебы, как в Ростовском колледже искусств, который она окончила на красный диплом в 2009 году, так и в консерватории, она училась на отлично. Потому, вручая красный диплом Хаве Яндиевой, ректор Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского Соколов Александр Сергеевич, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, профессор, назвал ее гордостью ведущего творческого вуза страны и пожелал больших успехов на сцене.
Сегодня в репертуаре Хавы Яндиевой: Ж.Бизе. Ария Микаэлы «Jedisquerienne m'epouvante…» из оперы «Кармен», П.И. Чайковский. Ариозо Кумы «Где же ты, мой желанный» из оперы «Чародейка», Дж. Пуччини. Ария Лиу «Tuchedigelseicinta…» из оперы «Турандот», Ф.Чилеа. Ария Адрианы «Ecco respiro appena...» из оперы «Адриана Лекуврер», серьезные и сложные для исполнения произведения, представленные ею на госэкзамен и высоко оцененные компетентным составом государственной комиссии консерватории им. П. И. Чайковского.
- С подросткового периода меня вели Зарема Мальсагова, мой первый педагог в музыкальной школе, и Тимур Дзейтов, прививая вкус к музыке, - Хава с благодарностью говорит о всех, кто помогал ей в жизни. - Особенно в этом преуспела Зарема Магомедовна, потому что она классик, окончившая Ростовскую консерваторию по классу композиции.
- Для республики Хава - бесценный подарок, - Зарема Мальсагова говорит с искренней радостью о своей ученице. - Я горжусь ею, что она нашла в себе силы и дошла до такого прекрасного окончания консерватории. Диплом с отличием говорит сам за себя, это достойный уровень целеустремленного человека, мастера! Хочется, чтобы Хава была представлена в лучшем российском и мировом театре, потому что, где бы она ни была мы будем гордиться ею! Хава Яндиева - патриот, искренне любящий свой народ, болеющий за его будущее! Каждое исполняемое ею произведение - образ, эпоха, народ! Я желаю ей творческого счастья и исполнения желаний! Дала аьттув боаккхалба цун!
Хава любит учиться, имея непреходящую тягу к образованию. Она не любит пиар, говоря современным языком, не позволяет себе появляться в общественных местах в нужное время, где могут заметить, чтобы начать карьерный рост. Нет! Хава ставит перед собой цель и идет к ней, не озираясь по сторонам и не ища легких путей ее достижения. Возможно, и здесь ее путеводителем стали неординарные судьбы историков и полководцев, художников и мыслителей, композиторов и поэтов, авторов мировых оперных шедевров, скрупулезным изучением которых она занимается с юности. Лет с двенадцати душа юной девочки трепетала, когда слышала исполнение классической музыки симфоническим оркестром, этим единым механизмом, управляемым дирижером. Палитра музыкальных инструментов, разнообразие тембров приводило в восторг Хаву, ей хотелось, исполняя оперную партию, слиться с музыкальным произведением.
- Что такое опера? - ставит вопрос Хава, и сама отвечает: - Опера вмещает в себя искусство в высшей степени, затем идет балет, а потом театр. Опера - масштабное искусство, и оно мне нравится тем, что туда входит и балет, и театр, и симфонический оркестр вместе с вокалом, партитурой, режиссером и дирижером. Потому в моей жизни нет мелочей: во всем стараюсь быть предельно точной и искать суть.
Тимур Дзейтов, народный артист Ингушетии, член Союза композиторов России, знает Хаву Яндиеву с юного возраста, и сегодня ее красный диплом Московской консерватории им. П.И. Чайковского считает счастливым подарком для всего ингушского народа:
- Я знаю, что в этой профессии фальши не бывает, не бывает лжи, потому что в опере все очевидно. Относительно Хавы я бы сказал - бесподобно талантливый человек, такие люди рождаются раз в сто лет. Поэтому считаю, что Хава - талант от Бога. Преданно любящая свою профессию, глубоко болеющий человек за свой народ, не только в плане музыкальном, профессиональном, но и за язык ингушский, за его чистое звучание со сцены. Хава намного моложе меня и я с ней давно общаюсь, мне отрадно, что молодая девочка понимает значимость языка для народа, и что именно творческая интеллигенция должна доносить и показывать народу, каким должен быть язык музыкальный, язык, которым изъясняется народ. У нее есть сильный оперный материал, который она готовила не один год вместе с профессорским составом консерватории, тем не менее, ее искренняя боль за музыкальную, вокальную судьбу народа нашего радует. На сегодняшний день, я много ее записывал у себя в студии, это человек, с кем мне легко работать, мы с ней говорим творческим языком, используя профессиональную терминологию. Это бесподобный человек, который тщательно следит за каждой мелочью, в ее голос не нужно вмешиваться, там нечего исправлять, все отточено. Хава знает, что такое состояние души, подача какая должна быть. У нее оперная школа сильная, меня восхищает, как она туда добралась, до консерватории, и что ингушка окончила самый престижный вуз страны на отлично - праздник души для меня. Я очень уважаю эту девочку, и хочу выразить ей такую благодарность, что она есть у нас! И поздравления мои от души! К великому сожалению, у нас в республике нет оркестра, хотя бы народного, чтобы она могла работать и развиваться, дарить величайший талант своему народу.
Говоря о планах на будущее, Хава, задумавшись, делится cвоим сегодняшним состоянием усталости после
выпускных нагрузок, есть желание чуть отдохнуть. Но через неделю-другую она заскучает по сцене, по запаху кулис, по оперным партиям - со всеми творческими личностями приключается подобное счастье! А пока она отдыхает дома, среди родных и дорогих людей. А впереди… стажировка в Осло, занятие любимым и желанным творчеством! Удачи, Хава, премьерных спектаклей и главных партий в мировой оперной классике!
Д. Кодзоева
http://www.serdalo.ru/5617-sintez-lichnosti-i-tvorchestva.html