Трансильвания у многих ассоциируется исключительно с графом Дракулой. И действительно, предприимчивые румыны с радостью покажут туристам всё, что хоть как-то связано с личностью предполагаемого прототипа Дракулы - князя Влада Цепеша: дом в центре Сигишоары, где он родился, крепость Поенарь, в которой он жил (“настоящий замок Дракулы”), или замок Бран, где он любил останавливаться во время охоты. В действительности тут есть на что посмотреть и помимо этого, и в двух предложениях это не описать. Старый центр Брашова и гора Тымпа, нависающая над ним, замок Пелеш, старый город Сигишоары, монастырь в Куртя-де-Арджеш (хоть оно и не совсем Трансильвания), комплекс Астра возле Сибиу, крепость Рышнова, дорога Транс-Фэгэраш с той самой крепостью Поенарь, плотиной Видрару и перевалом возле горного озера Былеу… Общее впечатление от Трансильвании чем-то напоминает Чехию начала 2000-х - туристы уже есть и довольно много, хотя до многого даже в туристических местах ещё не дошли руки реставраторов.
***
Полёт в Румынию из Израиля занимает всего 2.5 часа - взлетели, поели-попили, собрали мусор и начали готовиться к посадке. Если сравнивать с 3.5-4 часами в центральную Европу, это существеное преимущество, особенно при полёте с детьми. Центральный аэропорт находится к северу от Бухареста, в посёлке Отопены. Аэропорт небольшой, разобраться в нём просто. Два основных корпуса - для прилетающих и улетающих. Окошки проката машин находятся в коридоре между корпусами. В Sixt стояла огромная очередь, в Hertz - человек 5-6, к остальным почему-то никого. Стоянка прокатных машин всех фирм находится совсем рядом, но пройти туда с чемоданами невозможно - приходится ждать шаттл-минибус. (“- Выйдете из главного входа, перейдёте дорогу на стоянку, и там слева будет ждать синий минибус с эмблемой Hertz. - Точно синий, а не жёлтый? - Это Румыния, у нас Hertz бывает любого цвета!”) Где именно этот шаттл ждать, особенно если его в данный момент нет на месте, тоже не сразу понятно - никаких знаков или вывесок не наблюдается.
Сама прокатная машина оказалась потрепанным облупившимся Пассатом с пробегом в почти 90 тысяч. На машине не работала одна из парковочных ламп. Решать это как-либо отказались, сославшись на отсутствие как ламп, так и других свободных машин. Пришлось ездить с горящей лампочкой-предупреждением, что первые несколько дней порядком раздражало. В добавок ко всему, за два дна до конца поездки в машине перестал работать прикуриватель, оставив меня без навигатора.
Кстати, навигатор лучше заказывать заранее или везти свой - ребятам, что брали машину одновременно со мной, навигатора не хватило. К навигатору хорошо запастись свежими картами, но и это не гарантия от сюрпризов. В крупных городах заметны изменения - например, в центре Сибиу несколько улиц переделаны на односторонние, причём относительно недавно, а в Брашове навигатор постоянно пытался загнать меня на полосу, которая сейчас предназначена только для автобусов. С другой стороны, в том же Брашове тот же навигатор с теми же картами однажды выводил меня из нижней части города на дорогу на Пояна Брашов по какому-то горному просёлку, на котором даже развернуться было негде, считая его за асфальтированную дорогу.
***
Кстати, о дорогах. Дороги в Румынии разные бывают. Судя по карте, от Бухареста в разные стороны отходят несколько вполне современных магистралей. Мост от одной из них (Бухарест-Плоешты) мы видели снизу. Да, впечатляет. К сожелнию, аэропорт расположен на старой трассе на Плоешты. Впрочем, старая трасса очень даже неплоха по румынским меркам - на ней две полосы в каждую сторону, и посёлки она прорезает насквозь по прямой, не виляя, поэтому ограничение скорости для легковушек в посёлках 70 км/ч,а не 50, как везде. В остальном это типичная равнинная дорога - бетонные отбойники отсутствуют как факт, дворы в посёлках выходят прямо на дорогу, на обочинах торгуют овощами-фруктами. Вне посёлков тоже торгуют - мёдом, пластиковыми бутылками с чем-то цветным (соки? вино? самогон? сиропы?), ближе к горам - сырами и сухими колбасками, а на Транс-Фэгэраш, там, где народ кемпингует, можно закупить полный сухой паёк - хлеб, связки сухих бубликов, колбасы, солёные свиные шкурки на пожевать. В горах (как минимум, в Трансильвании) дороги тоже вполне хороши для горных - на поворотах и вдоль обрывов стоят каменные ограждения, асфальт ровный, опасные места помечены предупреждающими знаками, на горных участках оживленных трасс кое-где добавлена вторая полоса на подъём. Дороги на радиальных направлениях от Брашова - на Сигишоару, Сибиу, Рышнов - хорошие. Из особых моментов вспоминаются только пешеходные переходы возле деревень и перекрёстков на участке Сибиу-Фэгэраш: на них сделан островок посередине, из-за чего одна из полос резко виляет на 1.5 метра в сторону и стоит ограничение в скорости до 70 км/ч. Светофоры, кстати, встречаются только в центрах крупных городов, остальные перекрестки - нерегулируемые. На особо загруженных, включая междугородные трассы, строят многополосные круги. В крупных городах над многими светофорами висит счётчик, показывающий, сколько осталось ждать зелёного и сколько ещё он продлится. С другой стороны, кое-где попадались и светофоры, открывающие зелёный одновременно в обе противоположные стороны. Надо заметить, что в провинции есть и дороги абсолютно жуткого качества - на разбитой бетонке от Кымпулунг до Куртя-де-Арджеш я ухитрялся держать среднюю скорость в 40 км/ч только пристроясь в хвост кому-то из местных, который заранее знал, по какой стороне дороги лучше ехать в данный момент.
Полиции на дорогах достаточно много, правда, в основном в городах и на более крупных трассах. За скоростным режимом следят. Если оплачиваешь штраф на месте, полагается 50% скидка. Да, честно дают квитанцию. Нет, не из личного опыта :)
В общем, положение с дорогами не такое уже плохое, как принято считать, хотя ездить гулять “звёздочкой” тут тяжело - каждый перегон занимает довольно много времени, не смотря на относительно небольшие расстояния.
***
Деньги - румынские леи. Курс к шекелю сейчас - примерно 0,93 в пользу лея, так что на небольшие суммы проще считать как один к одному. В ходу купюры в 1, 5, 10, 50 и 100 лей и монетки по 10 и 50 бань. В супермаркете и в продуктовом магазине дают сдачу монетками, в ресторанах сдачу округлят до лея, в частных лавочках цены сразу округлены. Пару раз я получал на сдачу печеньки и открытки. Тем не менее, монетки очень нужны - парковочные автоматы в городах принимают только их. Цены в супермаркете на привозные вещи близки к израильским, на местные - существенно ниже, иногда вдвое и больше. По ощущению, в среднем корзина получается дешевле процентов на 20-25. Кредитные карточки в принципе в ходу, но в большинстве мест признают только местные карты. Банкоматов много, зачастую несколько рядом - от разных банков. Обычно хотя бы один узнавал либо мою Визу, либо Американ Экспресс. На заправках проблем с карточками не было - на дорогах огромное количество туристов. Иностранные машины в основном из Италии - возможно, причина в схожести языков. Встречаются немцы, французы, англичане, голландцы, реже - венгры, болгары и поляки. На стоянке в Рышнове мы видели молдавскую машину, а возле ресторана Coliba Haiducilor в Пояна Брашов - две машины из Монако. Популярен мото-туризм - стайки байкеров (до полу-дюжины машин) часто встречались на дороге и возле туристских аттракций. Та, что мы успели рассмотреть на одной из парковок, была опять же итальянской.
***
Помидоры и огурцы имеют знакомый с детства, но давно забытый вкус. Яблоки - совсем других сортов, хотя попадаются и привычные по Израилю (явно импортные). Бананы тоже не такие, как в Израиле - кажется, уругвайские. Еда в кафе и ресторанах в большинстве своём вкусная. Часто по внешнему виду заведения трудно угадать, на чём именно оно специализируется, разве что пиццерию видно сразу. Пицца, кстати, тонкая, рукой за кусок не ухватишь - приходится есть ножом и вилкой. Из супов в основном чорба, которую дети едят не очень охотно - кислая. Визуально чорба с курицей, говядиной и тефтелями наливается из одной кастрюли, а потом в неё добавляется мясо и перемешивается. В некоторых местах супов не на основе чорбы просто нет. Основные блюда идут без гарнира - его нужно заказывать отдельно. Хлеб обычно приносят к столу без особого заказа, но потом включают в счёт. Впрочем, стоит он копейки. Даже в довольно таки дорогом и очень туристическом Coliba Haiducilor половина огромного каравая домашней выпечки стоила 4 лея, а бутылка минеральной воды на 0.75 литра - 8 лей. Цены в ресторанах в среднем примерно вдвое-втрое ниже, чем в Израиле, даже в туристических местах. Пиво дешёвое, и пьют его достаточно много. Большинство сортов стоит 5-7 лей за пол-литра, ещё часть - примерно 10-12 лей. Чем эти две группы отличаются, я не понял. Счёт обычно приносят в корочке или на блюдце, как в Израиле. Сдачу отсчитывают аккуратно, до лея. По моим наблюдениям, чаевые посетители вручают официанту лично в руки при выходе в той же корочке. Если есть требуемая сумма, можно выдать сразу с платой за еду и дать понять, что сдачи не надо. Я оставлял обычные израильские 10% с округлением вверх - где-то принимали на бегу, где-то с любопытством приоткрывали посмотреть. Реакция тоже была разной - от легкого разочарования до явной радости. Возможно, есть какие-то более сложные правила, где сколько оставлять.
***
Курят в Румынии много. Как минимум, такое впечатление создаётся даже после относительно курящего Израиля. Курят в парках и на детских площадках, часто прямо возле детей. Мешают накуренные залы ресторанов: в редком месте можно найти уголок для некурящих - скорее всего, укажут на открытую террасу, и останется только надеяться, что за соседних столом будут курить не очень часто. Ещё на террасах иногда мешают осы - вьются вокруг, пугают детей, садятся на стол. Прямо на центральной площади Брашова мне в кофе попала оса. Кофе, впрочем, без проблем мгновенно заменили. Какую-либо чёткую закономерность - где есть осы, а где их нет, - мы так и не уловили.
***
И о погоде. В августе днём в Брашове температура в среднем 25-30 градусов, ночью значительно холоднее. Часам к 9 вечера становится значительно прохладнее, температура спускается ниже +20 и снова теплеет к 9 утра. Если выходить из дома намного раньше, лучше одевать что-нибудь с длинным рукавом и потом менять на короткий. В горах незначительно прохладнее, ближе к Бухаресту на несколько градусов жарче. Тёплые куртки-свитера, тёплая обувь, большая часть “длинной” одежды - не понадобились. Бывают и дожди. Общий прогноз “пасмурно, холодно, дожди” ближе к делу в большинстве случаев оборачивается “высокой вероятностью дождя в очень конкретные часы”. Скорее всего, в это время будет облачно и на пару градусов похолодает, может покапать тёплый летний дождь - и через час всё опять развеется. Впрочем, один раз мы таки серьёзно попали - вскоре после полудня полило так, что пришлось два часа отсиживаться, а потом сворачивать программу и ехать обратно.