История одной картины Шишкина.

Oct 11, 2017 13:13

История одного произведения.
Некоторые сведения, связанные с картиной И.И. Шишкина «Болото. Журавли»


сохраненная копия с картинками https://web.archive.org/web/20120218142409/https://artmuseum.by/ru/vyst/virt/istoriya-odnogo-proizvedeniya.-nekotoryie-svedeniya,-svyazannyie-s-kartinoj-i.i.-shishkina-%C2%ABboloto.-zhuravli%C2%BB
История одного произведения.
Некоторые сведения, связанные с картиной И.И. Шишкина «Болото. Журавли»

Созданные более ста лет назад произведения Шишкина и поныне вызывают живой интерес изображенным мотивом, значительностью созданного образа, высоким мастерством исполнения. Несомненный интерес представляет и история создания конкретных полотен, их судьба и бытование.
Национальный художественный музей Республики Беларусь обладает прекрасным собранием работ И.И. Шишкина, в которое входят 20 картин, 8 рисунков и 9 офортов. По существу, это целая и цельная коллекция произведений одного художника. Гордостью музея являются живописные полотна Шишкина. Многие из них - первоклассные творения автора, известные по публикациям в различных изданиях, по экспонированию на выставках как при жизни художника, так и после его ухода.
Среди произведений Шишкина вообще, и в частности среди тех, что являются собственностью НХМ РБ, своими живописными достоинствами, судьбой и перипетиями с названием привлекает внимание полотно «Болото. Журавли», датированное 1890 годом (холст, масло. 89,5х142; приобретено музеем в 1960 г. в Москве в семье известного актера МХАТа, народного артиста СССР И.М. Москвина). Написанное в период зрелости живописца, поэтичное и цельное по своей цветовой собранности, полотно характерно уравновешенностью композиции (в данном случае с несколько сдвинутым влево центром), мастерской передачей влажного воздуха болотистой местности, тишины и покоя летнего дня.
Работая над научным каталогом русской живописи из собрания НХМ РБ, мы столкнулись с интересными подробностями, связанными с историей этого произведения. Картина впервые была экспонирована на 18-й выставке ТПХВ, сначала в Петербурге (открытие 11 февраля 1890 г.), затем в Москве (открытие 31 марта 1890 г.). По всем каталогам выставки - петербургскому, московскому и иллюстрированному - картина значится под № 63 и называется «Болото». В «Иллюстрированном каталоге» (СПб., 1890) есть ее воспроизведение. Оно полностью совпадает с картиной нашего музея, только на репродукции отсутствуют журавли.
Значит, первоначально на картине журавлей не было? Можно было предположить, что в НХМ РБ вариант картины. Однако ни в письмах Шишкина, ни в его записках, ни в литературе о нем, ни у исследователей его творчества нигде другой вариант картины не упоминается. И, кроме того, прослеживание бытования картины в частных собраниях убеждает, что это одна и та же работа. Напрашивается единственный вывод: Шишкин вписал журавлей в уже законченную и демонстрировавшуюся на выставках картину. Для художника, и это известно, было характерным «оживлять» свои произведения стаффажными фигурками человека или представителями животного мира («Рубка леса». 1867; «Полдень. В окрестностях Москвы». 1869; «Еловый лес». 1873; «Полесье». 1883; «Утро в сосновом лесу». 1891; «Дождь в дубовом лесу». 1891 и др.). Введение фигурок в пейзаж придавало еще большую жизненную убедительность произведениям мастера.
Перед нами стояло два вопроса, на которые мы старались найти ответы.
Первое. Сам ли Шишкин вписал в картину журавлей или попросил об том другого художника, как это имело место с полотном «Утро в сосновом лесу», где медведей по эскизу Шишкина написал К.А. Савицкий. Документально доказать ничего не удалось из-за отсутствия в просмотренных материалах нужных данных. Однако предположить можно. Видимо, Шишкин дописал журавлей сам. Делал же он стаффажные изображения в более ранних своих работах! Кроме того, Шишкин имел доступ к полотну, проданному частному коллекционеру: «Болото» с 18-ой выставки передвижников приобрел Николай Дмитриевич Стахеев (Москва) - племянник Ивана Ивановича, сын старшей сестры художника Александры Ивановны Стахеевой (Шишкиной) и Дмитрия Ивановича Стахеева, елабужского первой гильдии купца. Кстати, рентген картины показал, что журавли написаны очень тонким мазком поверх более плотного слоя краски, рука другого художника не была выявлена.
Второе. Когда же по времени журавли были вписаны в картину? Это можно с большей или меньшей точностью определить, сославшись на «Альбом русской живописи. Картины и рисунки профессора И.И. Шишкина», изданный Ф.И. Булгаковым в 1892 г. (СПб.), в котором опубликована репродукция картины «На болоте» (с. 6, воспр. 12) уже с журавлями. Таким образом, несложно сделать вывод, что журавли появились на картине между серединой 1890-го и началом 1892 года. С этого времени журавли стали опознавательным знаком полотна, и название его чаще всего стало звучать как «Болото. Журавли» или «Болото с журавлями».
Но в публикациях 1960-1980-х годов, когда картина была уже собственностью НХМ РБ (ГХМ БССР), появились другие варианты названия - «Болото. Полесье», «Болото. Журавли. Полесье». Оказывается, при поступлении в музей в книге КП она была записана как «Полесский пейзаж», якобы исходя из того, что на полотне изображено болото, а раз болото - значит, Полесье. Зная метод работы И. Шишкина над произведениями, мы усомнились в правомочности такого названия. Как правило, Шишкин писал свои картины вскоре после написания этюдов, обычно в том же году. На Полесье художник был дважды: в 1883 и в 1892 годах. Картина же «Болото. Журавли» имеет авторскую дату - 1890 г. По каталогу «Выставка в Императорской Академии художеств этюдов, рисунков, офортов, цинкографий и литографий И.И. Шишкина, члена Товарищества передвижных художественных выставок. 1849-1891». (СПб., 1891), мы выяснили, что с середины 1889 и до начала 1890 г. Шишкин работал в Мери-Хови на берегу Финского залива, около Белоострова, в имении, которое принадлежало Борису Николаевичу Ридингеру, жениху Лидии Ивановны Шишкиной, дочери художника от первого брака. (Обвенчались Ридингеры летом 1890 г.).
Таким образом, совершенно очевидно, что к Полесью полотно «Болото», экспонировавшееся на выставке передвижников с февраля 1890 года, отношения не имеет. И, следовательно, Полесье как определение местности, где было написано произведение, должно отсутствовать в наименовании рассматриваемого полотна. Его нужно называть «Болото. Журавли». Именно такое название закреплено за ним публикацией в «Каталоге русской дореволюционной и советской живописи в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь» (Мн., 1997. Т. 2. С. 368, 369).

Над проектом работали:
Автор текста - Е.К. Ресина, научный сотрудник музея с 1957 по 2007, с 1964 по 2000 - заведующая отделом русского и советского искусства НХМ РБ;
оцифровка произведения - Д.Н. Козлов;
размещение на сайте - П.А. Яницкая, зав. сектором мультимедийных технологий НХМ РБ.
перевод на белорусский язык - Шукан С.А., Круталевич Н.А.
перевод на английский язык - Щербакова О.В.

Previous post Next post
Up