Около двух недель провели мы в ашраме Ошо в городе Пуна. Ашрам -- это что-то вроде общины, цель которой -- каждодневная духовная практика. Ошо -- индийский гуру, скончавшийся совсем недавно -- в 1990-м году.
С момента вступления в ашрам в нашей жизни появилось расписание, что сразу ударило по нам словно молотом: подъём в 5-30, в 6-00 -- динамическая медитация, в 7-15 -- аштанга йога, только потом завтрак, затем другие практики.
Чтобы вступить в ашрам, необходимо сдать анализ крови на ВИЧ и обзавестись бордовыми робами -- только в них разрешено присутствовать на практиках.
Национальности обитающих здесь отнюдь не ограничены каким-либо регионом планеты -- порой кажется, что не хватает разве что представителей каких-нибудь реликтовых племён. Здесь есть даже казахи: их иногда принимают за японцев, но я то знаю, что это казахи.
В течение дня проходят различные медитации и практики.
Утро начинается с Динамической медитации. Она действительно дюже динамическая. Практикующие должны быть с закрытыми или завязанными глазами. Самое интересное в медитации -- второй этап, следующий за интенсивными дыхательными упражнениями. На этом этапе необходимо прекратить контролировать себя и полностью предаться безумию. Однажды я немного нарушил правила и открыл глаза -- это стоило видеть. Медитация проходит в огромном зале-пирамиде называемом Аудиториум. Больше сотни человек, разных возрастов и национальностей: студенты и старики, французы и японцы, англичане и индусы -- все полностью безумны. Зал наполнен криками, смехом, плачем и движением. Все звуки в зале сливаются в один, похожий на то, как в кино изображают крики грешников в аду.
Каждый день проходит Випассана -- древняя буддистская медитация, разработанная самим
Буддой Шакьямуни. То, как практикуется Випассана в различных школах, может иметь различия. Здесь, в ашраме Ошо, на этой медитации присутствует дзенская палка. Чтобы ученик не отвлекся от медитации и не ушёл мыслями далеко от здесь и сейчас, мастер периодически тихо подходит (глаза практикующих закрыты) и касается палкой макушки ученика, таким образом возвращая его. Сейчас это просто лёгкое касание, в былые же времена мастер дзен мог нанести ученику солидную затрещину, если подозревал, что тот ушёл за мыслями слишком далеко.
Слышал, что в индийских тюрьмах заключённым стали преподавать Випассану, что снизило уровень насилия.
После Випассаны всегда проходит ходячая медитация -- тоже дзенская разработка -- в которой необходимо концентрироваться на соприкосновении ступней и пола.
Из буддистских техник также каждый день практикуется Надабрахма, включающая продолжительное гудение практикующих. Закрыв глаза, чувствуешь в воздухе вибрацию от гудения такого количества людей.
Остальные практики -- в основном разработки самого Ошо. Всегда интересно ходить на новые медитации -- смотреть, что ещё этот чудак выдумал.
В ашраме атмосфера свободы, ошивается немало различных фриков, постоянные танцы, объятия.
Здесь часто чувствуешь себя актёром сюрреалистического кино (что-то типа фильма The Holy Mountain) или участником грандиозного перфоманса. Когда, например, по огромному залу как во сне бродят сто человек каждый сам по себе, уставившись на два шага перед собой. Или когда все в зале что есть сил трясут свои тела во время
Кундалини. Или когда все вдруг замирают после удара гонга и медленно как будто деревья в лесу оживают после следующих трёх ударов. Или когда забыв себя несёшься как молекула в броуновском движении среди множества людей в бордовых робах под мощные звуки барабана. Не описать всех безумных или просто красивых моментов.
Ошо порой обвиняется в сектантстве, коммерциализации и так далее вплоть до оборота оружием и организации оргий. Не знаю, что было при его жизни, но перечисленное едвали имеет отношение к тому, что происходит в ашраме сейчас. Здесь по настоящему здорово.