Языкознание. Часть 1. Для дошкольников и младших школьников.

Jun 13, 2009 16:13

В принципе, эту подборку можно назвать попроще - книги по русскому языку, потому что здесь предлагаю собрать книги на русском языке и в основном о русском же языке. Но поскольку русский язык развивается не сам по себе, а в тесном взаимодействии с другими языками, по общим законам развития, именно поэтому предлагаю назвать эту коллекцию именно языкознанием.

При составлении исходного списка активно использую соответствующую страничку на Библиогиде, страничку на сайте metodika.ru и наше обсуждение здесь по книгам из серии "Научные развлечения" (обсуждаемые там книги будут включены во вторую часть).

Для дошкольников:


Ирина Токмакова "Аля, Кляксич и буква А" (а есть еще с иллюстрациями Льва Токмакова): "Аля писала письмо маме. Она очень старалась написать хорошо, но все шло шиворот-навыворот: буквы не слушались, падали, менялись местами и ни за что не хотели браться за руки, точно они все друг с другом перессорились. Ну, просто наказание! Вдруг прямо на середину страницы выбежала буква А. Она размахивала руками и что-то кричала.
- Что с тобой, что случилось? - изумилась Аля.
Буква А уселась на строчку, вытерла пот со лба и еле выговорила:
- Кляксич!
- Ничего не понимаю! - сказала Аля.
- Да Кляксич же! - воскликнула буква А. - Отвратительный Кляксич пробрался в Букварь. Он ссорит буквы друг с другом, он их ненавидит, он хочет их всех заменить своими родственниками кляксами. Меня он уже выгнал, и теперь на моем месте стоит жирная клякса - его племянница.
Тут добрая трудолюбивая буква А расплакалась.
- Вот тебе и на! - поразилась Аля. - Но ты успокойся. Надо что-то придумать. Нельзя же ему уступать! Надо бороться!
- Что уж тут придумаешь! - возразила буква А. - Ты ведь даже свое письмо не сможешь подписать! Кляксич, когда узнал, что ты пишешь письмо маме, расхвастался: "Букву А я уже выгнал, букву Л я запру под замок, а букву Я так запрячу, что ее никто не найдет. Как тогда Аля подпишет свое письмо? Я - хозяин Букваря!" Аля задумалась. Подписать письмо без нужных букв она в самом деле не сможет. А если не подписать, то как мама поймет, кто написал ей письмо?
- Знаю, знаю! - вдруг закричала Аля. - Мы с тобой отправимся в Букварь, разыщем Кляксича и сотрем его ластиком. Правильно?"


Ольга Соболева "Новый букварь для дошкольников и первоклассников": "Мы исходим из того, что изначально у каждого ребенка существует мощный речевой потенциал, непосредственно связанный с его психоэмоциональной сферой, и что наша задача - научить ребенка пользоваться своими почти безграничными возможностями в этой области". Книга полностью соответствует этому утверждению. Ее нужно просто взять в руки и открыть, чтобы через секунду понять: это нечто! Каждая буква обыгрывается в сказках, песнях, загадках, заданиях. Ее можно потрогать и вообразить себе разную фактуру (дерево, мех, вода, сухие листья), ее даже можно съесть, завязать в узелок, представить с закрытыми глазами, смастерить из лоскутков или спичек. Фантазия авторов безгранична: постепенно буквы складываются в слоги и слова, причем слова выдуваются в воздух как мыльные пузыри, лепятся из пластилина… Шаг за шагом ребенок распутывает многочисленные загадки и как-то незаметно учится, как бы само собой. Естественно, гармонично, ярко. Есть и вставки-подсказки для родителей. Прекрасная книга, отличное качество бумаги, красочные иллюстрации, невероятный авторский труд.(аннотация из Лабиринта)
"Буквы могут казаться тебе разными на ощупь. Представь, что ты кладешь буквы на ладошку - будто камешек, который нашел на морском берегу, или стеклышко, или уголек, или шишку, или лоскутик. Попробуй опять закрыть глаза или прикрыть их ладошкой. А на другую ладошку положи букву С… Получилось? Какая она? Гладкая, как камешек, обкатанный волной? Колючая, как шишка? Шершавая, как уголек? А может, мягкая - как тряпочка? Проделай то же самое с буквой О и с буквой У. А они какие на ощупь? А буква Т?

Жила-была буква, которая любила дразниться. "У-у-у!" - говорила она всем, кто попадался ей навстречу: улитке, угольку, уточке, даже доброму ужу. Они обижались и тоже отвечали ей: "У-у-у!" Так и стала она буквой У. А однажды, она увидела дерево. По привычке ей очень захотелось его подразнить, но ничего не получилось. А почему?

Тут все заметили, что это дерево и буква У очень похожи. Наверное, это приятно - быть похожей на дерево. Во всяком случае букве У после этого целый день не хотелось дразниться. Правда, на следующее утро она встретила совсем маленького утенка и опять сказала: "У-у-у-у-у!"
Корней Чуковский "От двух до пяти". Книга для родителей в основном, но кое-что по ходу можно ведь вычитывать и обсуждать с ребятишками, им же тоже интересно! Кстати, по книге есть небольшой мультфильм, где используются рисунки Ю.Анненкова, С.Чехонина, В.Конашевича, Н.Радлова, Кукрыниксов.

Для школьников младших классов.

Валентина Волина "Праздник букваря": "сборник веселых сказок, стихов, пословиц, поговорок, задач и упражнений. Игровой и занимательный материал, подобранный на каждую букву алфавита, поможет сделать творческими и радостными первые уроки словесности." - по Волиной ничего не знаю, информация с Библиогида. Там советуется большая книга, к которую включена и "Праздник букваря", которую, судя по всему, можно рекомендовать как дошкольникам, так и начинающим первоклашкам, а дальнейшие разделы уже, похоже, следует относить к младшей школе. Если кто-нибудь знаком с книгами Волиной, поделитесь, пожалуйста, впечатлениями. Что можно взять еще из вот этих книг?

Ольга Соболева - прекрасный методист, специализирующийся на русском языке для ребят младшей школы. Хочу порекомендовать ее учебники - это немного выходит за правила наших сообщений о познавательной литературе, потому что изложенный в этих учебниках материал находится в рамках стандартной школьной программы. Но! Подача материала, оформление этих учебников выходят за рамки скучноватых стандартных учебников, это по-настоящему сказочные книги, с приключениями! Итак, "Русский язык. 1 класс. Радуга речи", "Русский язык. 2 класс", "Русский язык. 3 класс", "Русский язык. 4 класс".





На сайте metodika.ru представлены все (наверное) изданные книги Ольги Соболевой, иногда в соавторстве с Василием Агафоновым и Ольгой Агафоновой. Так вот, к представленным выше весёлым и очень умным учебникам есть ещё рабочие тетрадочки (волшебные черновички) и руководства для родителей и учителей по работе с этими учебниками.

Весёлые учебники по русскому языку от Татьяны Рик, по частям речи:
"Здравствуйте, Имя Существительное"
"Доброе утро, Имя Прилагательное"
"Здравствуй, Дядюшка Глагол"
"Привет, Причастие"
"Как живёшь, Наречие?"
"Как дела, Деепричастие?"





Эти книги рассчитаны на учеников не только младших, но и средних классов, однако по форме они таковы, что знакомиться с ними лучше даже в младших классах, поэтому и помещаю их в этом разделе. Вот здесь статья-интервью с автором.

Да, вот ещё что - помимо весёлых, умных учебников, хорошо бы собрать и очень хорошие словари, предназначенные именно для младшеклассников. В качестве такого словаря могу посоветовать следующий:
Тамара Крепких, Андрей Нарушевич, Ольга Соболева "Универсальный словарь русского языка": Новый словарь для начальной школы не случайно назван универсальным. Он органически соединяет в себе несколько типов словарей: орфографический, толковый, фразеологический, этимологический, словообразовательный, словари синонимов, антонимов, анонимов. Необычная структура превращает этот словарь в многоаспектное учебное пособие, которое с успехом можно использовать на уроках русского языка и литературы, при подготовке домашних заданий, для расширения словарного запаса учащихся и их лингвистического кругозора.
Но будьте внимательны! Если вам принципиально качество издания, то здесь оно не безупречно - хотя в твёрдом переплёте, но бумага серая. По содержанию же - словарь хороший, но он предназначен именно на учеников младшей школы! Более старшим ребятам он будет уже скучноват.


Владимир Даль "Иллюстрированный словарь живого русского языка": В 2 т. Вот это уже совсем шикарное издание - и по содержанию, и по оформлению: Словарь живого русского языка иллюстрирован шедеврами русского изобразительного искусства! Перелистывая страницы Словаря, дети познакомятся с творчеством великих русских художников: Андрея Рублева, Ивана Билибина, Ивана Айвазовского, Ильи Репина, Виктора Васнецова, Бориса Кустодиева, Василия Сурикова, Александра Бенуа и многих, многих других."
И из аннотации на Библиогиде: "В «Толковом словаре живого великорусского языка», созданном Владимиром Ивановичем Далем в середине XIX века, объяснено около двухсот тысяч слов. Для двухтомного словаря из этих несметных сокровищ взята одна сороковая часть. Идея составить такой детский словарь принадлежит известному писателю и поэту Валентину Дмитриевичу Берестову, он написал предисловие и послесловие к словарю. Чтобы нагляднее объяснить старинные слова, были тщательно подобраны репродукции картин и рисунки русских художников - за эту работу издательство выразило благодарность Российской государственной детской библиотеке. Если сравнить настоящий Далев словарь с чудесными хоромами, мастерски украшенными затейливой резьбой (князёк, причелины, серёжки, дымники…), то этот «Иллюстрированный словарь» будет входом в хоромы через сени, выстроенные с умением и любовью."

Хорошие фразеологические словари тоже не помешают в деле изучения родного (или одного из родных) языка:
Татьяна Розе " Большой фразеологический словарь для детей".
Эдуард Вартаньян "Из жизни слов".



Но это всё-таки учебники-словари... теперь собственно познавательная литература (или дополнительная к учебникам):


Ольга Соболева и Василий Агафонов "Тайны страны Акитаммарг, или Удивительные путешествия с Запятайкиным."

И серия книжек на запоминание. Как известно, многое легче запоминаются, если они сложены в виде небольших стихотворений, вот эту особенность и используют часто авторы, чтобы помочь ребятишкам в запоминании правил
и правописания словарных слов. Да, и ещё авторы активно используют зрительную память - многие правила выполнены в виде забавных рисунков.
Ольга Соболева и Василий Агафонов "Когда правила улыбаются".
Ольга Соболева "Когда правила смеются".
Ольга Соболева "Правил легче нет на свете!".
Василий Агафонов "Неправильные правила" и ещё одна.
Василий Агафонов "Совсем неправильные правила".


Л. Д. Чеснокова, С.Г. Букаренко, Л.Л. Дроботова и др. "На берегах Лингвинии. Занимательный задачник по русскому языку": "Вот книга. Откройте: вам станет известно, что русский язык изучать интересно" - так авторы обращаются к своим читателям. Оригинальные упражнения задачника объединяются по рубрикам: упражнения с цифровыми ответами; тексты из классических и современных художественных произведений, снабженные нестандартными заданиями; серия упражнений, объединенных под названием "От 2 до 5", посвященная детской речи; игровые задания; авторские лингвистические сказки и стихи для запоминания орфографических и пунктуационных трудностей. Книга предназначена для работы на уроках и дома, в обычных школах и в школах с углубленным изучением русского языка, в лицеях, гимназиях.


Лев Успенский "Беда с этим козликом. Рассказы о правописании"
Начинающие ученики неизменно затрудняются в правописании самых простых слов: сова и козёл, дуб и луг, мышь и рожь, шина и желток, цыган, цирк и цифра, солнце и сердце. Преодолеть затруднения отлично помогут рассказы Льва Васильевича Успенского. Не забывая о весёлом характере своего повествования, для разъяснения правил современной русской орфографии Успенский свободно обращается к орфографии старой, вышедшей из употребления, к областным говорам, родственным связям русского с другими языками и к языковым различиям. Так что много пользы и удовольствия извлекут и взрослые, читая эти рассказы вместе с детьми. Тем более что Успенский написал их в лучших традициях отечественной познавательной литературы. (аннотация с Библиогида)

Марина Ремнева "Аз Буки Веди": "Названная по первым буквам славянского алфавита, эта книга филолога Марины Ремневой на самом деле рассказывает о древней истории письменности у разных народов мира - об узелковом и рисуночном письме, египетских иероглифах, шумерской клинописи, буквенном письме финикийцев. Говорится здесь и о том, чем и на чём писали книги, пока в Европу из Китая не была завезена бумага. Отдельная глава посвящена создателям славянской письменности - солунским братьям Кириллу и Мефодию. Есть глава о новгородских берестяных грамотах и о мальчике, восемь столетий назад нацарапавшем на донышке берестяного лукошка «Поклон от Онфима к Даниле»; глава о Евангелии, переписанном в 1057 году дьяконом Григорием по поручению новгородского посадника Остромира; глава о московском первопечатнике Иване Фёдорове. Всех героев этой книги нарисовал художник Сергей Соколов. Читателя должны заинтересовать его выразительные рисунки." (рецензия из Библиогида)

Эдуард Вартаньян "Эти мудрые слова": Книга о происхождении многих слов и выражений русского языка, написанная очень увлекательно, доступным языком.
"И мы, взрослые, были когда-то малышами, играли в классики, гоняли мяч, нянчили кукол.
В каждом дворе, в каждой компании водились свои ата¬маны и задиры. Не обходилось без плакс и капризуль. Не все мы радовали сердца родителей хорошими отметками, не всег¬да помогали взрослым в домашних хлопотах.
В разное время и по разным поводам нас то хвалили и баловали, то бранили и наказывали.
И отзывались о нас по-разному. Чего и как только не говорили о своих и соседских детях наши мамы и папы, дедушки и бабушки. Одни раздавали характеристики, как подзатыльники, коротко и ясно: лентяй, озорник, негодник. Другие... О, другие выражались куда замысловатей.
Мой самый близкий друг, Шурик, любил, оказывается, считать ворон, слонять слоны, бить баклуши и гонять ло¬дыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, как ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы от стыда сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому что ни толкуй - в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка да под стол пешком ходил, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода и об стенку горох.
- Нет, мать, - заключил однажды отец, - я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.
И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всы¬пать по первое число, задать баню, снять с него стружку и, в конце концов, показать кузькину мать, а заодно и где раки зимуют...
По правде говоря, дело редко доходило до ремня - его отец был добрейшей души человек. Но эти выражения, порою занятные и смешные, порою приводящие в трепет, зачаровывали нас своей колдовской непостижимостью. Стоило только повторить их, закрыть глаза - и воображение рисовало нам самые фантастические картины."

Игры с языком:
Алексей Смирнов "Сорок слов из простокваши": Сколько слов можно составить из букв слова «простокваша»? Астра, ворот, коса, остров, пороша, росток, штопка… Автор пообещал сорок, но в конце концов, у него получилось двести существительных! Но дело не в количестве, а в том, что за этими словами открывается. Большой словарный запас позволяет нам ярче и точнее формулировать мысли. Так, понемногу «вычерпывая» свои двести слов из простокваши, Алексей Смирнов играючи объясняет, что такое синонимы и антонимы, какими бывают рифмы и как определять стихотворный размер. Постепенно он увлекает читателей сочинением русских лимериков - коротких и забавных стихотворений, происходящих из одноимённого ирландского городка. «…Цель у автора простая: расшевелить неподвижных, пробудить дремлющих, поддержать нерешительных, увлечь сомневающихся и самому удивиться их активности, способностям, азарту». Книжка, на вид детская, заинтересует и людей постарше. (Аннотация и Библиогида)

Алиса Вест и Даша Герасимова " Арбуз у зубра" - новая, совершенно чудесная книга-игра с палиндромами.


наука и образование, collection

Previous post Next post
Up