Удивительный Михаил Иосифович

Jul 17, 2024 01:44

Недавно искал в рунете не помню что и совершенно нечаянно наткнулся на вот этот ролик Михаила Веллера:

image Click to view



Сказать что я был поражён до глубины души - ничего не сказать. Это меня просто опрокинуло, расплющило и плющит до сих пор.

Творчеством Веллера я никогда особо не увлекался. Познакомился с его повестями и романами в конце 80-х. "Приключения майора Звягина", "Легенды Невского проспекта", "Хочу быть дворником", ещё что-то, не помню что. Он был тогда хорошим рассказчиком, но никаким стилистом. Бедный, корявый язык. На фоне прочих вдруг открывшихся нам в это перестроечное время вершин - Довлатова, Войновича, Газданова и т. д. он выглядел просто пигмеем. Но, в целом, воспринял я его тогда вполне благосклонно. Начинающий писатель, глядишь, попишет-попишет и научится чему-то.

Прошло много лет. Увы, мастерство, стиль так и не появились. Запас баек - интересных, остроумных, занимательных, поучительных - иссяк. Исписался Михаил Иосифович, что поделаешь, бывает. Зато появилось совершенно неумеренное, раздутое ЧСВ. Он вдруг вообразил себя гением, пророком. Ударился в философию. Вернее, это он думал, что в философию, на самом деле - в унылое, занудное, пафосное, выспренное морализаторство. Его книги стали просто просто тошнотворны, совершенно нечитабельны. Время от времени мне попадал в руки очередной его опус типа "Кассандры", я открывал, перелистывал несколько страниц и закрывал. С отвращением. Михаил Иосифович, однако, не останавливался на достигнутом. Он почуствовал себя гуру. Или сэнсэем. Или ребе. Учителем, короче. С большой буквы "У". И взялся учить нас, неразумных. Вкладывая в это неблагодарное дело весь свой занудный морализаторский пыл. Объяснять нам, тупицам, что такое "хорошо", и что такое "плохо". Преподавать нам, дремучим, русскую классическую литературу.

Тот ролик, что я выложил, это всего лишь маленький кусочек большого интервью. Кому интересно - найдите, прослушайте полностью. Мне хватило этих 5 минут.

Михаил Иосифович врёт. Да, он не ошибается и не заблуждается, он именно вдохновенно врёт, совершенно сознательно и целеустремлённо.

"В русской классике нет ни одного примера человеческого благородства! Она этому не учит."

Ложь.

Александр Сергеевич Пушкин "Капитанская дочка". Здесь благородны все герои. Почти все. Благороден Пётр Гринёв, благороден его слуга Савельич, благородна Маша Миронова, благородны старики её родители. Даже пушкинский Емельян Пугачёв - злодей, вор, убийца, государственный преступник - благороден. Единственный неблагородный герой (антигерой, протагонист) - негодяй и подлец Швабрин.

Возьмите другие произведения Пушкина. Дубровский неблагороден? Сильвио неблагороден? Или, может, Евгений Онегин? Что за отвратительный бред! Да возьмите любого классика - Лермонтова, Тургенева, Лескова, Достоевского, Толстого. У каждого есть прекрасные образцы настоящего благородства, чести, достоинства, душевной щедрости, широты и доброты.

А теперь вслушайтесь в следующую фразу наглого лжеца: "И это неким образом, а без этого не может быть, оказывается связаным с народным характером." Вот оно как! Вот такой, оказывается, гадкий русский народный характер, понятно?

Далее следуют его изыскания и откровения на историческую тему. Слушаем: "С народным характером это связано так, что никогда в русской истории и русской культуре не отдаётся должное сильному и храброму врагу."

Это вообще на кого рассчитано? На юных балбесов-двоечников, прогулявших или проспавших в школе все уроки русской истории первой половины XIX века? Ни разу не слышавших об имаме Шамиле, побежднном и пленённом в результате Кавказской войны? Получившем от государя императора потомственное русское дворянство и пенсию в 10, а потом и 15 тыс. рублей в год - астрономическая по тем временам сумма, самые лучшие, храбрые, заслуженные русские генералы столько не получали.

Он не знает, насколько снисходительны и милосердны были русские офицеры и солдаты к побеждённым французам в 1814-м? Не читал Толстого, не читал Лермонтова? Ему незнакома поэма "Бородино"?

А ещё посмотрите внимательно, как этого паршивца колотит и корёжит, с какой лютой злобой он выплёвывает каждое слово. Просто прочувствуйте эту страсть, этот накал, эту бешеную, звериную ненависть к русской классике, русскому народу, ко всему русскому.

В общем так. Если кто-то спросит меня, что такое русофобия, я просто покажу ему этот короткий ролик.
Previous post
Up