Наверное, каждая эпоха рождает своих Моцарта и Сальери, друзей-антагонистов, отношения которых приводят к кровавой развязке, ломающей судьбы всех участников драмы. В николаевской России такими героями, без сомнения, были Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) и Николай Соломонович Мартынов (1815-1875).
Дуэль. Перо, чернила. Рис. М.Ю. Лермонтова, 1832-1834 гг.
Оставим за кулисами отношения друзей-соперников, причины их ссоры и версии о реальных виновниках убийства поэта. Нас интересует только киевский след, оставленный главными участниками событий.
Начнем, как водится, с поэта.
Маленький Миша родился слабым, не отличавшимся крепким здоровьем ребенком. После смерти в феврале 1817 года Марии Михайловны, матери будущего русского классика, опеку над мальчиком взяла бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева - гордая, властная, но при этом глубоко верующая и горячо любящая внука женщина. Тяжело переживая смерть дочери, Елизавета Алексеевна в марте того же 1817 года, взяв с собой Мишу, отправилась на богомолье в Киево-Печерскую Лавру, где уповала молитвами если не исцелить, то хотя бы смягчить свое горе. Кроме того, Арсеньева надеялась, что обращение к Богу непосредственно в Лавре поможет укрепить слабое здоровье внука. Неизвестно почему, но богомолье длилось недолго. В мае Елизавета Алексеевна вместе с Мишей была уже в своем имени в Тарханах.
М.Ю. Лермонтов в возрасте 3-4-х лет.
Намного глубже след в истории нашего Города оставил Николай Соломонович Мартынов. После злосчастной дуэли военный суд требовал, чтобы убийца Лермонтова был лишен чинов и прав состояния. Однако Николай I вынес беспрецедентно мягкое решение: "Майора Мартынова посадить в Киевскую крепость на гауптвахту на три месяца и предать церковному покаянию".
Мартынов отбыл наказание в Киевской крепости, затем киевская консистория определила срок епитимьи в 15 лет. По иронии судьбы искупать вину предстояло там, где ребенком был на богомолье убитый поэт - в Киево-Печерской лавре.
Справка Википедии. Епитимья - исполнение исповедовавшимся христианином, по назначению священника, принимавшего таинство покаяния, тех или иных дел благочестия, имеет значение нравственно-исправительной меры. В Православии епитимья, состоящая в отлучении от участия в Евхаристии (таинстве причастия), назначалась за грехи явные и важные. Обычно срок отлучения для убийц составлял до 25 лет.
Франциско Гойя. Раскаяние
Будучи богатым человеком, Николай Соломонович отбывал наказание со всеми удобствами. Выйдя из крепости, он поселился в одном из лаврских флигелей. После положенной ежедневной исповеди у священника Мартынов спускался к Днепру, нанимал лодку и так изучил реку, что сумел положить в карман громадные куши денег, удивив и показав всем, как можно вытянуть из реки задаром целое состояние
Киевляне тех лет немало удивились бы, узнав, что будущие лермонтоведы будут считать этого человека никчемным и тупым. Мартынов был наблюдателен и обладал крепкой практической хваткой. Он обратил внимание, что киевский берег Днепра был местом больших дровяных складов и деревообрабатывающих заводов. Весной половодья уносили с их дворов огромное количество бревен и уже обработанной древесины. Киевляне вылавливали из волн "ничейное" добро, но речь шла о сущих пустяках - о какой-нибудь дюжине-другой бревен и досок. Выудить в одиночку больше было трудно.
Николай Соломонович сколотил первую для этого промысла артель: одни вылавливали лес среди льдин и пригоняли к берегу, другие складировали и охраняли его от разграбления, третьи свозили "улов" на склад. Естественно, атаману такой ватаги следовало знать, когда направить людей, откуда должен приплыть лес и в каком количестве. Мартынов вникал во все детали жизни реки и заранее знал, где можно будет поживиться весной.
Примеру его команды последовали и другие подоляне. Причем некоторые из них не могли остановиться даже тогда, когда река входила в берега. В конце весны они оставляли свой "лесной промысел" и переходили к открытому пиратству. Когда Мартынов уже мирно отдыхал от весенних трудов и развлекался с киевскими красотками в Царском саду, его неугомонные последователи брали у Цепного моста купеческие баржи на абордаж. Это продолжалось на протяжении всего XIX века. Грабили и весной, и летом. И, раскрывая газеты, киевляне только диву давались, читая, что вопреки заверениям полиции днепровские пираты все еще живы-здоровы и успешно атакуют коммерческие пароходы. "Приютившиеся в Никольской слободе разного типа темные личности, - писала пресса, - не перестают производить нападения на плывущие по Днепру суда и грабить груз в присутствии хозяев".
Но вернемся к нашему герою.
Мартынов прослыл в Киеве не только удачливым предпринимателем, но и покорителем женских сердец. И на этом поприще природная наблюдательность и деловая хватка были весьма кстати. Заметив, что киевским дамам казацкие мундиры милее гусарских эполет (сказывалось историческое наследие?), Николай Соломонович поспешил приобрести подходящий костюм. Утром он стоял на балконе в синем атласном халате, покрытом золотыми звездами, а днем в обществе киевских кокоток прогуливался по Крещатику в черкеске. В местной хронике он фигурировал как лихой казак-сердцеед.
Н.С. Мартынов. Акварель Томаса Райта, 1843 г.
В 1843 году духовник сократил срок епитимьи до семи лет. Примерно в то же время к Николаю Соломоновичу пришла любовь. Однажды, гуляя по Царскому саду, Мартынов встретил незнакомку, которая любезно заговорила с опальным дуэлянтом. Они полюбили друг друга. Насколько серьезным оказалось возникшее между ними чувство, свидетельствует тот факт, что женщина, состоявшая в законном браке, оставила своего супруга и стала открыто жить с человеком, здороваться с которым некоторые считали преступлением!
Поведение пары шокировало киевское общество: как может дама, имеющая законного мужа, разгуливать по главной аллее под руку с убийцей Лермонтова?! Еще больше возмущало обывателей то, что Мартынов и Софья Проскур-Шишкевич (между прочим, дочь губернского предводителя) делали вид, будто не замечают насмешливых взглядов. Студенты Киевского университета решили проучить парочку, и один из студиозусов на пари поцеловал спутницу Мартынова на глазах у десятков невольных зрителей. Эту выходку одобрил даже тогдашний киевский генерал-губернатор Дмитрий Гаврилович Бибиков - ему тоже не по душе были эти вызывающие променады.
Защитить любимую от позора, который она терпела ради Мартынова, мог только законный брак с ним. Но Николай Соломонович не мог венчаться, пока не закончится срок покаяния. Поэтому единственным выходом было прошение на имя императора с просьбой о помиловании. Николай I, мнивший себя в роли покровителя влюбленных, которым суровые российские законы не позволяли сочетаться браком (вспомним историю Бальзака и Эвелины Ганской), просьбу удовлетворил.
Освободившись в 1846 году от епитимьи, Мартынов обвенчался с Проскур-Шишкевич, которая уже получила развод, и увез супругу в Москву. Жена родила ему пятерых дочек и шестерых сыновей.
Герб рода Мартыновых
Источники:
1.
Интернет-ресурс "Факты".
2.
Интернет-ресурс "Кіевскій телеграфъ"3. Скабичевский А.М. "М.Ю. Лермонтов. Его жизнь и литературная деятельность"-М.: Директ-Медиа, 2015.