Мне стукнуло 23. Лет дохрена, толку нихрена!
У меня, в общем, всё хорошо. По случаю своего ДР написал огромную простыню о своём летнем автостопе из СПб в Красноярск, с фоточками. Если неохота читать текст, можно смотреть только фоточки .
Поехать автостопом я хотел давно, примерно три года. Рассказы в ЖЖ и ролики на YouTube от путешественников, учебник по автостопу Антона Кротова, предчувствие большой и очень свободной поездки усиливали это желание. И именно этим летом всё сложилось так, что можно было отправиться - месяц свободного времени, какие-то накопленные деньги и уверенность в том, что пора.
Я никогда до этого не ездил автостопом, если не считать 20 км от одной деревни до другой на пойманной фуре. Толком не знал, что с собой брать, где спать и что вообще делать, поэтому собирался как в поход: большой рюкзак, палатка, спальник, коврик, топор, котелок, посуда, мини-аптечка, немного одежды. Большую часть вещей я купил перед поездкой по дешевке в Спортмастере (надо сказать, что палатка не подвела, хотя сейчас бы я отдал лишнюю тысячу за титановый котелок). Количество груза имело далеко идущие и не всегда приятные последствия.
План был в том, чтобы доехать от Петербурга до Красноярска. Обычно едут через Москву, но мне не хотелось туда заезжать, поэтому я проложил маршрут через Вологду, т.е. делая небольшой крюк сначала на восток, а потом на юго-запад. Времени было достаточно - максимум около 3 недель, и все рассказы автостопщиков сходились на том, что в нормальном темпе можно доехать за 12-16 дней. Главной сложностью было объяснить маме, что поехать автостопом - это не так опасно, как кажется, и что это важнее, чем полететь с семьей в Турцию. Мне это удалось, и в Турцию семья полетела без меня почти в то же время, когда я выдвинулся на трассу. В тот момент, когда я всё же доехал, они были уже дома, но я забегаю вперёд.
Я собрал рюкзак, постригся, взял, как мне казалось, всё необходимое и решил, что завтра (вторник, 11 августа) я выдвигаюсь. Заодно я купил маленький блокнот, в котором, аки бесстрашный покоритель Арктики, писал каждый день вечером, в каком месте я ночую, сколько километров прошёл, машин сменил и как вообще прошёл день.
День 1. 11 августа.
Выбраться из города на трассу - первоочередная задача любого автостопщика в пути. Яндекс.Карты подсказали, как это сделать в СПб, я сел на одну из маршруток на конечной станции метро и, не доезжая до Синютино, вышел прямо на трассе.
Путешествие началось! Вытянул руку, стал ловить машину. Это был самый интересный и страшный момент: остановится ли вообще кто-нибудь? Уже через 5 минут я ехал на Рено Логан с электромонтёром, который, хоть и недалеко (30 км), но подвёз. Потом почти сразу меня подобрали парни на Форде Мондео, которые ехали строить дом, тоже недалеко, но парень оказался из Омска и быстро понял, почему я стою на трассе с рюкзаком.
После них поймал машину с молодым человеком, который ехал почти до Вологды и с которым я проехал 5 часов. Парень работает вахтовиком на лесозаготовках близ Финляндии и ездит каждые две недели домой в свой посёлок. На повороте он меня высадил, и я пошёл искать место для стоянки.
Встал в приятном сосновом бору в 100 метрах от трассы. Вокруг никого нет, только лес и слышно гул проезжающих машин. Всё равно (и так было весь остаток пути) самое страшное - это вставать на стоянку, особенно когда уже стемнело, шугаешься любых шорохов.
Вот выглядела стоянка.
Стоянка: Сосновый бор рядом с поворотом на Леонтьево, Вологодская область.
3 машины, ~ 400 км.
***
День 2. 12 августа.
Утром собрался, сварил кашку и двинул на трассу. Быстро подобрали молодая безбашенная пара из Питера, которая ехала куда-то к друзьям на север. Парень полулёжа рулил то ли рукой, то ли ногой, но зато ехал быстро. Высадили они меня на повороте на объездную дорогу вокруг Вологды, прямо посередине развязки.. И я пешком вошёл в город Вологда. На входе было смешно (не успел сфоткать) -- брошенный пост ДПС, рядом с которым расположен пешеходный переход "зебра" через дорогу, который упирается в высокий забор, которым ограждена дорога. Переходить в стену!
Сама по себе Вологда показалась тихим и маленьким городом с невысокими зданиями.
"Вологда. Деньги на любые нужды!"
Снова использовал Яндекс.Карты: посмотрел, где по отношению к городу моя трасса, а нашёл автобус, который туда ходит, и так выбрался из города.
Надо сказать, что Я.Картами я пользовался на протяжении всего пути, и они сильно упростили жизнь. Даже ни разу не пришлось открывать атлас автодорог России, который взял с собой и который по детализации и качеству близко не стоял с онлайн-картами. Поначалу я просто держал смартфон выключенным тогда, когда он не был нужен, а потом просто всегда подзаряжался от машин-попуток. И да, Yota тоже упростила жизнь -- на всём протяжении пути был безлимитный Интернет. Иногда это было странно -- ночуешь черт знает где, в каком-то болоте, но можешь выйти в соц.сеть.
От Вологды меня вёз дальнобойщик Саша, который любит в свободное время погонять в танки. Сам он ехал в Москву, что было не совсем по пути. Поэтому я сошёл в Ярославле и пешком дошёл до трассы на Иваново (там было близко). Уже темнело, местность вокруг болотистая, думал, что придётся где-нибудь тут и встать. Рядом, кстати, было что-то вроде летного поля для парапланов.
Иду по трассе, и тут рядом останавливается белая Лада-универсал с белым прицепом, на котором написано что-то про парапланеры. Оказалось, что водитель Фёдор, инструктор по парапланеризму, сам еще и заядлый автостопщик, и мы поехали в Иваново -- он там живёт. На мой вопрос, где можно встать с палаткой, Фёдор ответил, что можно встать в городском парке. Я живо себе представил, как уже через 15 минут стоянки ко мне подходят копы, но оказалось всё лучше -- в Иваново есть огромный парк прямо в центре города, с большим лесом, куда можно спокойно зайти хоть ночью. Правда, парк соседствовал со ночными заведениями. Вот так выглядел вход в парк:
Стоянка: центральный городской парк им. Степанова, г. Иваново.
3 машины, ~ 520 км.
***
День 3. 13 августа.
Сам Иваново не произвёл большого впечатления (хотя какое может быть впечатление, если гуляешь по центру города с рюкзаком всего несколько часов сам по себе?). Грязные ПАЗики, плохие дороги, атмосфера постсоветского упадка. Зато на двух автобусах я просто выехал из города. Это ощущение, кстати, я бы генерализовал -- чем больше и развитее город, тем сложнее выбраться за его пределы на городском транспорте.
НАСТОЯЩИЙ РУССКИЙ ПОЭТ.
Улица Арсения!
От Иваново проехался до рабочего посёлка Шуя на лесовозе. Парень за рулём жаловался на то, что гайцы берут взятки за то, чтобы не замерять вес грузовика. А давать приходится из своего кармана! Начальник, падла, знает, но не возмещает. Под Шуей, несмотря на то, что трасса малозагруженная, почти сразу поймал машину прямо до Нижнего Новгорода.
Мужик (лет 35) ехал с одиночного отдыха в Карелии в Нижний, где живёт и работает. Ехали около 3 часов, и это был один из самых весёлых и легких разговоров, что у меня случались за время поездки. Мужик дал отличные советы про то, на что смотреть в Нижнем Новгороде, и довёз до Московского вокзала, где я сбросил рюкзак в камеру хранения и пошёл гулять.
Нижний Новгород произвёл огромное впечатление. За всю поездку это, наверное, был самый красивый и приятный город, в котором я был. До этого я почему-то думал, что это грязный индустриальный центр, но это оказалось совсем не так. Там потрясающий исторический центр с Кремлём, есть метро и специальная пешеходная улица с барами -- Рождественская , похожая на Рубинштейна в Спб, только вокруг еще Волга и много церквей. Круче всего, конечно, стоять на холме рядом с Кремлём и видеть, как Ока впадает в Волгу. Извините, сейчас будет много фоток.
Последняя фотка -- из заведения, кажется, "Папаша Билли". Именно в нём Максим Горький писал своё "На дне". Можно понять, почему-- заведение находится в подвале. А пивом я отмечал первую пройденную тысячу.
Приехав обратно к метро, я доехал до Московского вокзала, там нашёл какую-то маршрутку, которая идёт в пригород (который, казалось, должен быть на моей трассе). Но, вообще говоря, я не знал толком, куда я еду (кроме того, что это называется Кстово). В тот момент -- когда я сидел в маршрутке и ехал чёрт знает куда -- ощущения были интереснее всего: ты in the middle of nowhere, полный дорзовский People are strange, no one remembers your name и всё такое. И интереснее всего, что тебя уже не трогает затерянность в пространстве -- ты точно знаешь, что этой ночью ты всё равно где-нибудь встанешь с палаткой и будешь спать.
Выехав из Нижнего, я тупанул и попытался стопить на съезде с объездной дороги. Уже темнело, но к счастью мужичок на хэтчбеке VW остановился покурить и поговорить с женой по телефону (я сначала подумал, что он меня подобрать решил). Согласился подвезти меня, но ехал он не до самой Казани, а до городка в Нижегородской области, но по пути. Мужик оказался боевой, с напором. Полный, с заливистым басом, громко и уверенно говорил, но даже он засомневался, как я буду ночевать, когда уже по темноте высаживал меня на каком-то повороте с трассе.
Трасса посреди луга. Ближайшие заросли метрах в 500. Делать нечего -- не хочется вставать на виду -- пошёл по сумеркам к зарослям и там встал. Хорошо, что взял с собой налобный фонарик -- получалась лампа, в свете которой я вечером точил орешки и вёл дневник. Со стороны палатка выглядела очень уютно. Фото не передаёт, но клёвое ощущение -- быть где-то на отшибе рядом с лесом, в поле, и иметь такой маленький домик, который тепло светится и всегда с тобой.
Близ Летнево, Нижегородская область, трасса на Казань.
3 машины, ~ 250 км.
***
День 4. 14 августа.
Утром, когда проснулся, пошёл дождь. Лежа в спальнике решил включить режим гибернации и стал спать дальше. Когда проснулся в следующий раз, дождь уже кончился, я собрался и вышел на трассу. Стоял минут 20, пока меня не подобрали ребята (парень и две девушки) на VW Golf, ехавшие из Нижнего в Казань. Оказалось, что они едут туда в первый раз, чтобы посмотреть на город. В Казань въезжали со скрипом -- была большая пробка до самого центра. Сами ребята доехали до квартиры, которую сняли на выходные, а я двинул в хостел, который забронировал днём раньше (нужно было устроить постирушки).
Первая еда за день, не считая утренней каши
Вид по левую руку от хотдога. Где-то там за лампой справа мой хостел.
Хостел оказался прямо рядом с Кремлём (который уже казанский). Расположился, помылся, закинул вещи в стирку и -- уже под вечер -- пошёл гулять.
Пересекся с Колей, Ирой и Надей, которые меня подвезли, мы погуляли по местному Арбату -- улице Баумана:
Потом выпили по пиву в местном Киллфише, и я пошёл в хостел.
Соседом оказался мужик под 50 лет Виктор, который, судя по всему, был тренером какой-то сборной (в это время как раз была международная Олимпиада по водным видам спорта).
Оказалось, что этот мужик местный, 7 месяцев живёт в этом хостеле, имеет какую-то собственность на юге и занимается логистикой этой самой Олимпиады. После разговора я лёг на кровать и мгновенно выключился.
Стоянка: Хостел "Кремлин", Казань.
1 машина, ~ 350 км.
***
День 5. 15 августа.
Утром пошёл завтракать на местный Арбат. Даже на местном Арбате нашлась приятная и популярная дешевая столовая с национальной кухней (после Казани я влюбился в чак-чак).После этого с теми же ребятами пошли гулять по Кремлю. Его отличительная особенность в том, что там соседствуют православные храмы с мечетью Кул-Шариф. Самой мечети при этом 10 лет -- её начали строить в 1995. Понял, что нужно остаться в Казани еще на вечер. Ходили по городу, посидели у ребят на квартире, и я двинул в хостел на такси уже в ночи.
Вот и сами ребятки:
Уличный экран делает селфи.
Литература для женщин в мечети.
Надя на фоне Кремля.
Дерзкий бар в подвале на Баумана. Что-то меня тянет на бары в подвале..
Речка между улицами, оснащенная на всём своём протяжении фонтанами!
Пати хард для людей за 40.
Уже вечером узнал, что у меня в Красноярске наметилась встреча одноклассников на ближайших выходных 22-23 августа, на которую я сильно хотел попасть. Понял, что нужно торопиться.
Хостел "Кремлин", Казань.
0 машин, 0 км.
***
День 6. 16 августа.
Рано утром прогулялся еще раз, купил пару брошют про то, как быть правильной мусульманской женой, моей соседке, которая занимается gender studies, и уже на выходе из хостела познакомился с молодой парой из Франции -- Люси и Тимоти. Вместе пошли на вокзал, по пути поболтали про восприятие Путина в России, Мари Ле Пен во Франции и автостоп. На вокзале сел на электричку до объездной дороги, где стоял около получаса. За полчаса я накопил столько автостоперской энергии, что застопил Мерседес! Водитель Димон 9 лет занимается перегоном автомобилей, и этот Мерс он только что купил в Казани за 200к рублей. Сама машина 2000 года, но у неё была куча места для ног.
Ехал с ним почти 12 часов, за которые проехали Набережные Челны, Ижевск и Пермь. Рядом с Ижевском было смешно: обычный дорожный указатель на трассе синего цвета, показывающий, сколько километров, в какую сторону и до какого населенного пункта осталось. На этом указателе был указан "Лес", без километража, по направлению вправо. Прямо за указателем был поворот направо и дорога после него длиной метров 5, которая оканчивалась тупиком, упирающимся в лес.
В 3 ночи по Москве (на самом деле уже рассветало) Дима высадил меня на повороте к своему городку под Екатеринбургом. Получилось, что за сутки я проехал почти тысячу километров.
Я дошёл до ближайшего леса (неподалеку была стоянка дальнобоев, в сторону городка -- какое-то село), лес оказался небольшой, и встал рядом с ним. Когда ставил палатку, заметил что-то в лесу -- какие-то оградки, памятники... Оказалось, это кладбище. С этим замечательным открытием я лёг спать, потому что делать было нечего.
Утром я проснулся оттого, что рядом остановилась машина (палатка стояла рядом с маленькой проселочной дорогой к этому кладбищу). Из машины кто-то вышел (пара мужчин) и стала обсуждать, что это за палатка и кто в ней. Тут я подумал, что моё путешествие именно здесь может принять неприятный оборот.
Высунулся, и, кажется, испугались больше мужики, чем я. Оказалось, что они приехали красить оградку, впервые за свои суммарные 100 лет видят, чтобы кто-то спал рядом с кладбищем, и вообще поражены тем, какая пошла молодежь. После чего отправились красить. Я очень быстро собрался и ушёл завтракать к стоянке дальнобоев. Выглядело кладбище из палатки вот так:
Добрался на попутке до Екатеринбурга. Погода испортилась -- шёл непрекращающийся дождь, поэтому я немного походил по городу, увидел знаменитую высотку, прокатился на метро и двинул в сторону Тюмени.
Я сел на электричку и добрался до федеральной трассы за городом. Переход между ЖД-станцией и самой трассой выглядел так:
С машинами не везло. Две машины подбросили на 100 км, но дождь всё усиливался, а я становился всё мокрее. Каким-то чудом меня подобрала женщина на новеньком кроссовере Kia, везущая своих дочерей домой в Тюмени после гостей в Екб. Каким-то чудом её, не превышающую 80 км в час, оштрафовали уже два раза, поэтому она в течение всего пути от Екб не превышала 60 км в час. Но мне было всё равно -- я сидел в тёплой машине и медленно сох. Сначала думал остановиться в хостеле где-нибудь в Тюмени, но туда бы доехал совсем поздно ночью, поэтому сошёл где-то за 30 км до Тюмени и встал в лесу неподалёку от трассы, который оказался почти болотом. Я был почти герметично упакован в куртку с капюшоном, штаны и ботинки, но жуткие тюменские комары всё равно чуть не сожрали меня живьём. Пока залезал в палатку, внутри проникло почти кровососов, по одному в секунду. После того, как все вещи, включая меня, были перемещены внутрь, был устроен локальный погром, окончившийся пятнами крови на внутренней обшивке палатки, оставшимися от комаров (как они успели?).
Ура, я в Сибири.
30 км на запад от Тюмени.
4 машины, ~ 350 км.
***
День 7-8. 18 августа.
Утро было обычным утром автостопщика и не предвещало того, что этот день окажется ооочень долгим, а в следующий раз я буду спать уже дома.
Фёдор, подвозивший меня до Иваново, громко смеялся, когда я сказал, что везу с собой топор. К тому моменту, когда я был под Тюменью, я понимал, почему он смеялся. Топор был взят для двух целей -- нарубки дров и самообороны. Для нарубки дров он пригодился ровно один раз -- под Вологдой (я тогда сделал навес для котелка из дровины), для самообороны ни разу, учитывая, что он был где-то на дне рюкзака. Посему в Казани я решил купить газовую горелку -- дешево и легко. Правда, топор я всё равно продолжил носить собой -- я ж его купил...
Короче, именно под Тюменью я использовал горелку единственный раз -- но она меня здорово выручила, потому что иначе до того, как я бы нашёл хворост для костра в этом влажном болотистом лесу, меня были избили и ограбили местные комары. Сварив кашки, я решил, что пора выбираться из этого болота. Накрапывал мелкий дождь.
Я поймал "буханку" УАЗа, которая довезла меня до объездной дороги с Тюменью. Пройдясь по этой дороге, поймал машину (сначала подумал, что это кто-то таксует) с пареньком, который ехал в Ишим -- городов в 300 км в сторону Омска. Так с ним доехал до этого Ишима. К этому моменту я уже не понимал, сколько времени -- по Москве 15 часов дня, по местному 18 часов вечера. Поймал там еще одну машину, мужик, работающий в ФСИН, ехал на работу, и подвёз по трассе еще 30 км.
После этого я стал стоять вот здесь. С той стороны я приехал.
Я стоял около часа, и машины всё не останавливались. Понимая, что через пару часов начнёт темнеть, хотел пойти с горя покушать в ту забегаловку на фотке выше, а потом встать на ночёвку в каком-нибудь лесу. Дав себе зарок постоять еще 10 минут и потом уйти, моя автостоперская удача мне в очередной раз ослепительно улыбнулась и рядом остановилась низкая двухдверная Тойота Труено, из которой громко играла музыка. Это было началом конца.
Машина была под завязку набита всякими вещами, поэтому единственное место, куда я мог поставить свой огромный 30-килограммовый баул -- это место для ног, где я сидел. Каким-то образом это получилось, и мы тронулись. В процессе выяснилось, что парень Андрей -- из Иркутской области, сам работал 11 месяцев в Питере на обработке огнеупорными смесями объектом, прошарен по фене, и едет на только что купленной машине домой.
Важные детали:
(1) Андрей старается доехать как можно быстрее, поэтому в течение всего пути из СПб он не спит от слова вообще. Просто постоянно едет, а когда сильно рубит -- останавливается и дремлет 20 минут. Потом едет дальше.
(1*) Чтобы не заснуть, Андрей держит включенной музыку. Очень громкую музыку. Музыку с CD диска прошлого владельца авто, на котором вразнобой записаны 13 треков общей продолжительностью около 70 минут, состоящих вперемешку из русского рэпа, клубной музыки, шансона и современной российской эстрады.
(2) Поворотники Тойоты работают в нештатном режиме. Когда двигаешь рычажок, чтобы включит поворотник, например, вправо, обычно он начинает моргать. В Тойоте он не моргал, а просто был включенным, как фары. Поэтому водитель должен был одной рукой этот рычажок дергать, имитируя включение-выключение лампочки поворотника. Наблюдать это было особенно захватывающе при обгоне фур по встречной полосе.
(3) У Тойоты нет выхлопной трубы. То есть она есть, но она не выполняет своих функций, поэтому машина газует очень громко и неизменно пугает пешеходов.
(4) Стандартный скоростной режим -- 100 по городу, 140 за городом, 200 по встречной (про встречную шутка).
Всё это наложило неизгладимый отпечаток на мои ощущения от оставшегося пути. Но Андрей ехал прямиком в Красноярск, ехал очень быстро и почти без остановок (только пописать и покушать), а я к тому моменту уже усталь и хотел на ручки, чтобы эти ручки забрали этот рюкзак. Так что я решил, что нужно ехать дальше, хотя так, конечно делать нельзя.
К полуночи мы проскочили Омск. Через 8 часов, утром, объезжали Новосибирск. В полдень мы были в Кемерово. К позднему вечеру доехали до Красноярска. В целом, это была, наверное, самая сложная часть пути, хотя я просто сидел, болтал и иногда ел. Временами Андрей считал, что его незаслуженно обогнали, и играл вживую в Нид фо спид, возмещая обгон обгоном. Другими временами мы играли в игру "Положи стрелку". Выглядело вот так:
В какой-то момент (где-то между Кемерово и Красноярском, на ухабистых дорогах при обгоне фуры, и по встречной едет другая фура на нас) я понял, что могу здесь и сейчас разбиться. Это было страшно. Зато после этого я уже не волновался, когда водил огромный папин пикап по перегруженному центру Красноярска. Я в принципе после этого редко волновался.
Anyway, к вечеру седьмого дня (или восьмого? смотря как считать) я оказался в Красноярске. Там меня на машине подобрал одноклассник Антон и довёз до дома. Его девушка потом жаловалась, что когда она в тот же вечер садилась в машину, в салоне стоял духан.
Дом, Красноярск.
4 машины, ~ 2000 км
****
Всего: 18 машин, ~ 4770 км.
Тут должно быть что-то подытоживающее ("я многое понял.." и всё такое), но я пишу этот пост уже пятый час, а мне еще квартиру убирать и ужин праздничный готовить, так что оставлю как есть :)