https://www.youtube.com/watch?v=60GFl-WvdXI 1834 г., 19 апреля
...А. С. Пушкин пишет в дневнике об успехе в свете «Пиковой дамы».
Всем был Вальтер хорош, и умен, и проворен; но рано
Стал он трактиры любить; не псалтырь, не молитвенник - карты
Брал он по праздникам в руки, когда христиане молились.
В.А. Жуковский «Красный карбункул»
В 1834 году Александр Сергеевич Пушкин написал мистическую повесть «Пиковая дама» о судьбе молодого военного инженера Германна, которой поставил на кон в карточной игре все свое накопленное состояние. Ради достижения своей цели - усемерить капитал и стать независимым человеком, Германн идет на расчетливый и подлый поступок, влюбляет в себя воспитанницу старой графини, чтобы попасть в дом к графине и узнать одну тайну. Тайна заключается в том, что по рассказу приятеля Германна, графиня знает три верные карты, поставив на которые можно наверняка выиграть. Германн поначалу даже готов сделаться любовником 87 летней графини, только бы «попробовать своего счастья», узнать «эти три верные карты». Германн начинает осуществлять свой план, но события разворачиваются несколько иначе, «неведомая сила» приводит его к дому графини, где в одном из окон «увидел он черноволосую головку, наклоненную, вероятно, над книгой или над работой. Головка приподнялась. Германн увидел свежее личико и черные глаза. Эта минута решила его участь». В окне он увидел воспитанницу Лизу.
В образе Германна была сосредоточена двойственная натура, с одной стороны, он, будучи сыном обрусевшего немца, вел размеренный расчетливый образ жизни, «жил одним жалованием, не позволял себе малейшей прихоти» (товарищи подшучивают над его излишней бережливостью), с другой стороны - «имел сильные страсти и огненное воображение», но твердость «немецкого» характера не позволяет ему «жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее». Так он оберегает себя от игры в карты до известных событий: до случая, когда он узнает анекдот (историю) о тайне графине. Он полагает, что, узнав тайну, он не отдастся воле случайного события - выигрышу в карточной игре, а будет действовать наверняка. Он полагается на расчет. Но можно ли полагаться на анекдот: «Можно ли ему верить?.. Нет! расчет, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость!», - полагает Германн и все же отдается воле Случая.
«Следствием заданного механизма сюжета становится характеристика героя как волевой личности, стремящейся в броуновом движении окружающей жизни к цели, которую он перед собой поставил. «Вероятностная» картина мира, представление о том, что жизнью правит Случай, открывает перед отдельной личностью возможности неограниченного успеха и резко разделяет людей на пассивных рабов обстоятельств и «людей Рока», чей облик в европейской культуре первой половины XIX в. неизменно ассоциируется с Наполеоном. Такая характеристика героя требует, чтобы в тексте рядом с ним находился персонаж страдательный, в отношениях с которым герой раскрывает свои бонапартовские свойства. В другом аспекте сюжетного построения герой будет соотнесен с Игрой и той силой, которая эту игру ведет. Сила эта - иррациональная по самой сущности отношений банкомета и понтера - легко будет истолковываться как инфернальная, смеющаяся над героем наполеоновского типа и играющая им. Так определяется сюжетная необходимость цепочки героев: Лиза - Германн - старая графиня, которая позже, породив определенную традицию в русской прозе, отразится в ряду персонажей: Соня - Раскольников - старуха-процентщица», - отмечает крупный русский литературовед, критик Юрий Михайлович Лотман (1922 - 1993 гг.).
Цитата по статье Лотман Ю. М. "Пиковая дама" и тема карт и карточной игры в русской литературе начала XIX века // Лотман Ю. М. Пушкин: Биография писателя; Статьи и заметки, 1960-1990; "Евгений Онегин": Комментарий. - СПб.: Искусство-СПБ, 1995. - С. 786-814.