Закончил переводить с латыни новооткрытые проповеди Хроматия Аквилейского (всего 43). Мечта - напечатать их маленькой книжечкой с рисунками. Хочу поделиться самой длинной и самой, на мой взгляд, целостной. Произнесена, по видимости, в рыночный день в Аквилее. Критика приветствуется.
Слово 41. На пятую главу Евангелия от Матфея, или Слово о восьми блаженствах (CCSL 9a. Chromatii Aquilensis opera. P. 175-180).
1. Собрание народа и посещение рынка дает нам, братья, случай предложить Евангельское слово. Ведь вполне обычно то, что мирское может послужить примером для духовного, и земное стать образом небесного. Ведь Господь и Спас наш тоже часто учит нас небесному с помощью земных примеров, говоря так: «Подобно Царство небесное неводу, закинутому в море»1; или так: «Подобно Царство небесное купцу, ищущему хорошую жемчужину»2. И вот, если смысл рынка в том, что каждый для своей выгоды или продает то, чего у него много, или покупает то, чего ему не достает, то и я не сделаю ничего неуместного, если предложу свой товар, который дал мне на продажу Господь, а именно небесную проповедь, хотя сам я ничтожный и недостойный, но все же избранный быть одним из тех рабов, которым Господь раздал таланты для торговли и для получения прибыли3. Вот, не замедлили ждать торговцы, где по благодати Божией собралось так много слушателей. Но важно получить и небесную корысть там, где не пренебрегают земной выгодой. Так что я жажду, возлюбленные братья, предложить вам драгоценные жемчужины4 из святого Евангелия; откройте сокровища вашего сердца5, покупайте, набирайте с жадностью, становитесь их счастливыми владельцами!
Господь и Бог наш, Единородный вышнего Отца, Который из Бога снизошел к тому, чтобы стать человеком, из Господа - учителем, когда стеклось много народа из разных областей, взяв Своих учеников, то есть апостолов, взошел на гору и, отверзши уста Свои, учил их, говоря: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю»6. Так Господь Спаситель словно выкладывает из драгоценных камней ступени, по которым святые и верные души могут ползти и подниматься к высокому благу, то есть к Царствию небесному. Вот, возлюбленные братья, хочу показать вам свойства этих ступеней; пусть ваш ум и душа будут внимательными, потому что велико то, что относится к Богу.
2. «Блажени нищие духом, яко тех есть Царство небесное»7. Удивительно, братья, начало небесного учения! Не с угрозы начинает Он, а с ублажения, не наводя ужас, а, скорее, возбуждая желание. Наподобие начальника игр или устроителя гладиаторских боев Он на этой духовной арене предлагает борцам большую награду, чтобы они, думая о награде, не боялись ни трудов, ни опасностей. Итак, «блажени нищие духом, яко тех есть Царство небесное»8. Он не сказал расплывчато или туманно: «блаженны нищие», а уточнил: «нищие духом». Ведь не всякая нищета счастлива, ибо часто она происходит из-за нужды, иногда бывает из-за дурных нравов, а бывает даже из-за божественного гнева. Блаженна же нищета духовная, то есть нищета таких людей, которые по своему уму и по своей воле делают себя нищими ради Бога, отказываясь от благ [сего] века и ища свое богатство в [веке] ином; таких по справедливости Он именует «блаженными» как нищих духом, ибо таким принадлежит Царство небесное9; за добровольную нищету они получают богатства небесного Царства.
Далее Он сказал: «Блажени кротции, яко тии наследят землю»10. Удивительно, какая после первой ступени идет вторая: «Блажени, - говорит Он, - кротции, яко тии наследят землю». Как по самому порядку вещей невозможно встать на вторую ступень, если сначала не поднимешься на первую, так и человек не может стать кротким, если не станет сначала нищим духом. Ведь как душа, погруженная в богатства, заботы и мирское попечение, из-за которых беспрерывно рождаются хлопоты, ссоры, угрозы, гнев, обиды, - как, повторяю, душа, находясь среди этого, сможет быть кроткой и мирной, если не удалит сперва от себя все поводы для гнева и причины для ссор? Не будет спокойного моря, если не прекратится ветер; не погаснет огонь, если не вытащить из него горючих веществ и веток хвороста; так и душа не станет кроткой, и не будет в ней мира, если она не откажется от всего, что возбуждает и воспламеняет. Поэтому справедливо, что одна ступень следует за другой, ибо лишь нищие духом становятся кроткими.
3. За ней следует и третья: «Блажени плачущие, яко тии утешатся»11. Как понять нам этот спасительный плач? Конечно, это не тот плач, который рождается из-за лишения вещей, из-за потери дорогих людей или из-за падения с мирских должностей, ведь из-за всего этого не будет страдать тот, кто стал нищим духом. Этот спасительный плач исторгается из-за грехов, из-за воспоминания о божественном суде. Прежде душа, когда находилась среди бесчисленных забот и огорчений века [сего], не могла думать о самой себе; а теперь, приобретя безопасность и кротость, начинает подобающим образом смотреть на саму себя, исследовать свои дела, дневные и ночные; потом проступают раны прежних преступлений, и тогда приходит плач и спасительные слезы, впрочем, слезы здоровые, ибо тотчас дается небесное утешение. Ибо истинен Тот, Кто сказал: «Блажени плачущие, яко тии утешатся»12.
4. Поднимемся, братья, на четвертую ступень: «Блажени алчущие и жаждущие правды, яко тии насытятся»13. На самом деле, после покаяния, после плача и слез о грехах, чего другого можно начать алкать и жаждать, если не правды? Ведь как тот, кто пережил ночную тьму, уже радуется близкому свету; и тот, кто победил жестокую холеру, вожделеет еды и питья, - так и ум человека-христианина, победив свои грехи через плач и слезы, алчет и жаждет уже одной только правды Божией; и конечно получает радость, насыщаясь тем, чего желал.
5. Приходим и к пятой ступени: «Блажени милостивии, яко тии помиловании будут»14. Никто не может дать что-то другому, если сначала не добудет этого для себя. И вот, после того как человек приобретет милосердие и насытится правдой, он начинает болеть о несчастных, начинает молиться о грешниках. Став милостивым даже по отношению к врагам, он этой любовью приготавливает себе к пришествию Господа целую гору милосердия! Поэтому сказано: «Блажени милостивии, яко тии помиловании будут»15.
6. Вот и шестая ступень: «Блажени, - сказано, - чистии сердцем, яко тии Бога узрят»16. Конечно, у них уже чистое сердце, уже способны зреть Бога те, кто стал нищими духом, кроткими, плачущими о грехах, насытившимися правдой, милостивыми, ведь их глаза искренни и светлы даже для врагов; так что никакая катаракта злобы не мешает им узреть неприступное блистание Божие! Ведь чистоту сердца и сияние совести неспособен заволочь никакой туман, чтобы помешать лицезреть Бога.
7. За этим, братья, идет следующее: «Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся»17. Великое достоинство у тех, кто радеет о мире, ведь они получают имя «сыновей Божиих». Конечно, хорошо и то, когда пытаются примирить братьев, ссорящихся из-за имущества века [сего], или из-за суетной славы, или из-за соперничества; однако этот товар не очень-то ценен, ведь Господь говорил для примера нам: «Кто поставил Меня судить или делить вас?»18 И ранее Он предупреждал: «От взявшего твое не требуй назад»19. И в другом месте: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу?»20 Итак, мы должны думать о большем и высшем миротворчестве, о таком, когда люди-язычники, которые суть враги Божии, через настойчивость учения принуждаются к миру; когда грешники исправляются и примиряются с Богом через покаяние; когда усмиряются бунтовщики-еретики; когда несогласные с Церковью привлекаются к единству и к миру. Поистине, такие миротворцы не только блаженны, но по всей справедливости они будут наречены достойными «сынами Божиими». Ибо подражая Самому Сыну Божию Христу, Которого апостол именует «миром нашим»21 и «примирением»22, они получают и общее с Ним имя!
8. «Блажени изгнании правды ради, яко тех есть Царство небесное»23. Нет сомнения, братья, в том, что доброму делу всегда сопутствует зависть. Ведь гонители со всей своей жестокостью, - как только начнешь крепко держаться правды, отгонять самомнение, призывать неверных к миру Господню, как только, наконец, начнешь отходить и от мирских и прельщенных людей, - тотчас начнут преследования; обязательно возникнет и ненависть, и начнет мучить зависть. Так Христос ведет Своих слушателей к высшей ступени, к самой главе и вершине: чтобы они не только терпели в страданиях, но чтобы радовались и в самой смерти!
9. «Блажени есте, - сказал Он, - егда ижденут вас и поносят, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, ради правды. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех. Тако бо изгнаша пророки, иже беша прежде вас»24. Совершенная добродетель, братья, заключается в том, чтобы после служения в правде понести от людей поношения за истину, испытать мучения, наконец, потерпеть и смерть, однако нисколько не бояться, по указанному нам примеру пророков, которых разными способами истязали за правду и которые удостоились быть сопричастниками страданий и награды Христовой. Это самая высокая ступень, и Павел, видя на ней Христа, говорил: «Забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе»25; и еще яснее, обращаясь к Тимофею: «Подвигом добрым, - говорит он, - я подвизался, течение совершил»26. Словно поднявшись на все ступени, он прибавляет: «Веру сохранил. А теперь готовится мне венец правды»27. Ведь поистине, после того, как он завершил свое течение, Павлу осталось только подняться с радостью на высшую ступень - мученичества. Поэтому справедливо убеждает слово Господне: «Радуйтеся, - говорит оно, - и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех»28; и открывает, что она растет еще больше при увеличении гонений.
10. Вот, братья, вам показано восемь евангельских ступеней, выложенных, как я говорил, драгоценными камнями. Показана вам лестница Иакова, которая шла с земли, а ее вершина касалась неба29; и если кто-то поднимется по ней, то найдет дверь неба, и, войдя через нее, без конца будет в радости предстоять в лицезрении Господа, восхваляя Господа со святыми ангелами во веки.
Вот наш рынок, вот духовные нундины30! Предложим, благословенные, то, что у нас есть; принесем нищету духа, чтобы получить в оплату, как обещано, сокровища небесного Царства31; принесем кротость, чтобы принять во владение землю и рай32; оплачем грехи - и наши, и чужие, чтобы заслужить утешения от благости Господней33; взалчем и возжаждем правды, чтобы вдоволь ею насытиться34; проявим милосердие, чтобы получить истинное милосердие35; будем жить миротворцами, чтобы нас нарекли «сынами Божиими»36; принесем чистый ум и целомудренное тело, чтобы ясным разумом узреть Бога37; не будем нисколько бояться гонений за правду, чтобы стать наследниками небесного Царства38, - поношения, мучения, саму смерть, если случится, примем за истину Божию с радостью и весельем, чтобы получить богатую награду вместе с пророками и апостолами на небесах39!
Но вот, согласуем конец слова с началом: если торговцы радуются сиюминутной и тленной выгоде, то мы будем радоваться и веселиться еще больше, чем они, потому что сегодня мы нашли эти жемчужины Господа40. А чтобы приобрести, завладеть и удержать их, мы должны просить у Господа помощи и благодати с силою, Которому да будет слава во веки веков. Аминь.
1 Мф. 13, 47.
2 Мф. 13, 45.
3 Ср. Мф. 25, 15-30.
4 Ср. Мф. 13, 45-46.
5 Ср. Лк. 6, 45.
6 Мф. 5, 1-4.
7 Мф. 5, 3.
8 Мф. 5, 3.
9 Мф. 5, 3.
10 Мф. 5, 5. Порядок второго и третьего «блаженств» варьируется в древних рукописях Евангелия.
11 Мф. 5, 4.
12 Мф. 5, 4.
13 Мф. 5, 6.
14 Мф. 5, 7.
15 Мф. 5, 7.
16 Мф. 5, 8.
17 Мф. 5, 9.
18 Лк. 12, 14.
19 Лк. 6, 30.
20 Ин. 5, 44.
21 Еф. 2, 14-16.
22 Ср. 2 Кор. 5, 18-19.
23 Мф. 5, 10.
24 Мф. 5, 11-12.
25 Фил. 3, 13-14.
26 2 Тим. 4, 7.
27 2 Тим. 4, 7-8.
28 Мф. 5, 10.
29 Ср. Быт. 28, 12.
30 Nundinae (novem + dies): «рыночные дни; нерабочие для крестьян последние дни восьмидневной недели; они назывались девятыми, так как считался и предыдущий нерабочий день; от одного рыночного дня до следующего было семь рабочих дней» (И.Х. Дворецкий. Латинско-русский словарь).
31 Ср. Мф. 5, 3.
32 Ср. Мф. 5, 5.
33 Ср. Мф. 5, 4.
34 Ср. Мф. 5, 6.
35 Ср. Мф. 5, 7.
36 Ср. Мф. 5, 8.
37 Ср. Мф. 5, 9.
38 Ср. Мф. 5, 10.
39 Ср. Мф. 5, 11-12.
40 Ср. Мф. 13, 45-46.