Неизвестный автор. Слово на Рождество Христово. (PLS II, 188-193)
И положила Его в хлеву, так как не нашлось для них места в гостинице. Положила Его Матерь; а Иосиф не осмеливался прикасаться к Нему, зная, что Он происходит не от Него; он любовался, радовался на Младенца, но прикоснуться к Нему не смел.
И положила Его в хлеву. Почему в хлеву? Чтобы исполнилось пророчество Исаии пророка: «Узнает вол хозяина своего, и осел - хлев господина своего» (Ис. 1, 3). Написано в другом месте: «Людей и скот Ты спасаешь, Господи» (Пс. 35, 7). Если ты человек, то прими хлеб; если ты еще животное, то входи в этот хлев!
Так как не нашлось для них места в гостинице. Замечательно сказано - «не нашлось для них места в гостинице», ведь всё было заполнено иудейским неверием. Он не нашел места в Святом святых, которое блистало золотом, драгоценными камнями, шелком и серебром. Не родился Он среди золота и роскоши, а посреди навоза, то есть в стойле (ведь везде, где стойло, там и навоз), там, где лежали самые смрадные наши грехи. Потому Он и рождается среди навоза, чтобы поднять из навоза тех, кто находился там. Он воздвигает из навоза убогого (Пс. 112, 7). Он рождается посреди навозного места, где и Иов когда-то сидел, а потом получил венец.
Так как не нашлось для них места в гостинице. Пусть утешится всяк, кто беден! Иосиф и Мария, Матерь Господа, не имели ни слуги, ни работницы; из Галилеи, из Назарета они приходят одни; не было у них и скотины; они сами для себя и господа, и слуги. Небывалая вещь: они заходят в гостиницу, а не идут в город! Это потому, что робкая бедность не осмелилась приблизиться к богатым. Посмотрите на величие бедности: они идут в гостиницу. Не сказано, что она был на дороге, потому что была она на боковой тропинке вдали от дороги, то есть не на дороге, а вдали от дороги; не на дороге Закона, а на боковой тропинке Евангелия. И вот, они были на боковой тропинке. Нигде в другом месте не было свободного места для рождения Спасителя, кроме хлева, хлева, в котором привязана скотина и ослы.
О если б мне увидеть тот хлев, в котором лежал Господь! Сейчас как бы для того, чтобы почтить Христа, мы принесли монеты глиняного цвета (т. е. золотые) и пожертвовали монеты из серебра, но для меня ценнее то, что мы унесем! Серебро и золото достойно язычников, а для христианской веры достаточно того глиняного хлева. Тот, Кто родился в том хлеву, презирает золото и серебро. Я не осуждаю тех, кто поступил так в знак почтения (как не осуждаю и тех, кто сделал для храма золотые сосуды), а удивляюсь Господу, Который, будучи Творцом мира, рождается не среди золота и серебра, а посреди глины.
И были в той местности бодрствовавшие пастухи. Христа не находит тот, тот не бодрствует. Бодрствовать же - дело пастырей. Почему и говорит невеста: «Я сплю, а сердце мое бдит» (Песн. 5, 2). Не уснет и не задремлет Хранящий Израиля (Пс. 120, 4).
Были в той местности пастухи. Был Ирод, были священники, были фарисеи; и, пока они спали, Христос появляется в пустыне.
Бодрствовавшие пастухи, охранявшие в ночном бдении свое стадо. Они охраняли стадо, чтобы, пока они спят, не напал волк. А усердно бодрствовали они потому, что стаду угрожали дикие звери. Они словно бы бодрствовали над стадом Господним, но не могли сохранить, и поэтому молились, чтобы пришел Господь и сохранил Свое стадо.
Вот, ангел Господень встал рядом с ними. Те, кто так усердно бодрствовали, были достойны того, чтобы к ним пришел ангел.
И свет Божий окружил их, и они испугались. Человеческий страх не может видеть высшее видение; и поскольку они были напуганы, то их рана словно перевязывается повязкой и исцеляется словами: «Не бойтесь. Ведь вы не сможете услышать того, что я скажу, если не отступит страх. Родился вам сегодня Спаситель, Который есть Христос Господь, в городе Давидовом». Велико то, что будет сказано. И когда они удивлялись, явилось вместе с ангелом множество небесных воинств, прославлявших Господа и говоривших. Поскольку о рождении Господа возвестил один, то, чтобы никто не подумал, что свидетель - только один ангел, для этого восклицает все воинство и говорит: «Слава в вышних Богу, и на земле мир в людях благой воли». Если на небе каждый день бывают ливни, как же может быть слава на небе и мир на земле? Смотрите, почему так сказано. Слава на небе, то есть там, где нет никакого раздора; мир на земле, то есть там, где каждый день война. И на земле мир. В ком мир? В людях. И поскольку не имеют мира язычники, поскольку не имеют мира иудеи, поэтому добавлено: «Мир в людях благой воли», то есть в тех, кто принял родившегося Христа.
Тогда сказали пастухи: «Пойдем к Вифлеему; оставим опустевший храм и пойдем к Вифлеему, и посмотрим, что это было за слово. Поистине, не сказали сторожи: «Посмотрим на мальчика». Посмотрим, что же они сказали: «Посмотрим, что это было за слово». В начале было Слово (Ин. 1, 1), и Слово стало плотью (Ин. 1, 14).
(продолжение следует)