Чуть не пропустил юбилей одной из лучших женщин на свете. Спасибо, что
labazov напомнил.
А этот текст о Беар был написан в 1995 году, вскоре после Московского кинофестиваля, где она получила премию за женскую роль.
ЭММАНЮЭЛЬ БЕАР. ЖЕНА МОЯ, ЖИЗНЬ!
Французская актриса Эмманюэль Беар - возможно, единственная, заслуженно получившая на Московском кинофестивале 1995 года приз за роль в фильме "Французская женщина". Странно, что она не имела никаких международных премий до этого момента. Потому что Беар - словно муза или ангел современного французского кино.
Жаль, что я не обнародовал свое предположение о том, что Эмманюэль Беар должна получить этот приз сразу же после того, как узнал о включении "Французской женщины" в конкурс фестиваля. Сейчас тешил бы себя способностью оракула хоть как-то угадывать предпочтения жюри на одном из самых непредсказуемых кинофестивалей в мире.
Признаюсь, что я был к актрисе (но специально подчеркну - не к фильму) заранее неравнодушен. Хотя могу вспомнить и о том, что когда-то даже почти возненавидел ее - бестолковая и поминутно визжащая героиня из глупой комедии "Налево от лифта" Эдуарда Молинаро, которую ревнивый муж напрасно заподозрил в шашнях с обычным непутевым героем в исполнении комика Пьера Ришара, была как бы воплощением всех вздорных и истеричных реакций женщин. Но так же я несправедливо был раздражен взбалмошным характером молодой Изабель Аджани в "Пощечине" или подростковой беспечностью и наивностью еще более юной Софи Марсо в двух сериях "Вечеринки". Пересмотрев недавно после большого перерыва все эти ленты, я убедился, что ныне обожаемые мной актрисы и раньше были очень милы и симпатичны.
Что ни говорите, и критики нередко остаются обычными зрителями, которые судят о фильмах или актрисах в зависимости от своего жизненного опыта, пристрастий и антипатий, даже в соответствии с настроением в данный момент. Вот и один из них, посмотрев "Французскую женщину", признался в телеинтервью, что не может принять картину "по моральным соображениям". В истории французской женщины (кстати, режиссер Режиc Варнье специально пояснил: артикль une подчеркивает, что речь идет об одной, конкретной героине, а не о француженке вообще, как это померещилось нашим журналистам), которая изменяла мужу с другими мужчинами, многие увидели только адюльтер, поскольку именно его и хотели увидеть. Но решающим был прежде всего выбор актрисы на главную роль - не просто внешне похожую на
прототип (Варнье говорил о том, что лишь три года назад узнал о
драматической судьбе своей матери) или отвечающую представлениям автора о женском идеале.
Он предпочел именно Эмманюэль Беар, которая еще с момента появления в классической для французов роли Манон в новой экранизации произведений "Жан де Флоретт" и "Манон с источника" Марселя Паньоля отождествлялась многими с понятием "невинного создания", ангельского существа, средоточия естественности и целомудрия. Любопытно, что и неизбежные слухи, которые сопровождают жизнь всех исполнителей, были наиболее выигрышны для двадцатитрехлетней Беар, в миг прославившейся после выхода лент Клода Берри - согласно "киношным легендам", она решительно отвергла ухаживания на съемочной площадке со стороны опытного ловеласа Ива Монтана и вообще держалась независимо и неприступно. И так и не вышла замуж за Даниеля Отёя, тоже снимавшегося в этих фильмах, хотя долго была его спутницей жизни и не раз партнершей в кино.
Например, в "Сердце зимой" Клода Соте герой Отёя - искусный специалист по ремонту и изготовлению скрипок, влюбленный в талантливую скрипачку, завораживающую своим исполнением сочинений Клода Дебюсси. Камилла - не только милое создание, изумительная женщина, рождающая любовь в сердцах мужчин, но и ангел вдохновения и символ жизни, идеал прекрасного. Уже двадцатидевятилетняя Эмманюэль Беар, которая осталась столь же свежей и ангелоподобной, как и в "Манон с источника", восхищает в неторопливо-певучей и подлинно музыкальной ленте Клода Соте, приковывая к себе внимание. Поражаешься, что такой "гений чистой красоты" мог снизойти до любви к земным мужчинам и даже оказаться отвергнутым одним из них. Неужели подобное возможно? Наверно, только зимой...
Но еще существеннее для понимания особой роли Беар во "Французской женщине" то, что в 1991 году она рискованно предстала на экране обнаженной немалую часть действия "Прекрасной спорщицы" Жака Ривета (кстати, этот фильм показали на НТВ именно в дни Московского фестиваля). Актриса исполнила роль Марианны, ставшей натурщицей для известного художника, которому уже за шестьдесят, и он десять лет не занимался живописью после того, как бросил неосуществленным свой замысел, связанный с его прежней моделью, одновременно еще и женой. А новую натурщицу ревнует к чужому мужчине и к его таланту ее любовник, тоже художник, который опасается потерять возлюбленную и физически, и - в большей степени - духовно. В намеренно обытовленном пересказе получается примерно тот же мелодраматический, адюльтерный вариант "любовного треугольника", как и во "Французской женщине".
Правда, Режиc Варнье, согласно своему вкусу к социально-исторической мелодраме (вспомните "Индокитай") помещает свою частную семейную историю в контекст важных событий ХХ века - вторая мировая война, Берлин, разделенный союзниками на зоны, локальные войны в Индокитае и Алжире. Но нельзя не признать его прозорливость по поводу того, что Эмманюэль Беар принесет так недостающее картине "ангельское свечение", капризность музы, соблазняющей и прельщающей, словно сама жизнь - неутомимого творца. Эстетический и бытийный конфликт между искусством и действительностью, жизнью и смертью, художником и моделью, который не может быть раз и навсегда разрешен и тем более разгадан, по сравнению с "Прекрасной спорщицей" просто переведен во "Французской женщине" на более понятный, бытовой уровень.
Однако Жанна в исполнении Беар - не обычная неверная жена, пусть даже из "современной моралите" Клода Шаброля (а, кстати говоря, непосредственно перед съемками у Варнье актриса появилась в "Аде" Шаброля), и тем более не шлюха. Она - женщина, охваченная любовью и умирающая, между прочим, от любви. Некая непостижимая витальная сила, которая противостоит мужской страсти к убийству и войне. В то время, когда Луи, муж Жанны, находится вдали от нее и занят исполнением своего воинского долга, как думается, на благо родины, его жена инстинктивно и неосознаваемо реализует скрытую волю самой жизни.
Француженка Жанна ничуть не хуже немки Марии Браун с ее тотальным стремлением выжить - но и жить в полную силу, взахлеб. Они обе - даже не "святые блудницы" (если воспользоваться названием другого фильма Фассбиндера), Девы Марии и Марии Магдалины в одном лице, а именно "нимфоманки жизни", абсолютные гедонистки, готовые на смерть ради полнокровного существования. Жизнь - это женщина. А перефразируя известную поэтическую формулу Бориса Пастернака, жена моя - жизнь. Наивно и смешно предъявлять претензии и упреки в неверности собственной судьбе, своему предназначению. Можно любить - или ненавидеть! Третьего не дано.
Разумеется, фильм "Французская женщина" Режиcа Варнье не выдерживает никакого сопоставления с "Прекрасной спорщицей" Жака Ривета, а имидж Эмманюэль Беар, "дневной красавицы 90-х годов", оказывается настолько сильно воздействующим на отдельных людей, что вместе с этой актрисой премий удостаиваются, в общем, не хватающий звезд с неба режиссер и второстепенный актер в роли своего рода "вечного избранника" царственной изменницы.
По своей натуре я ревнив, являюсь нравственным максималистом и, как многие мужчины, тоже одержим комплексом собственника по отношению к женщинам. Но героиню Беар из "Французской женщины" (все-таки менее опасную и бесхитростную, чем тайная фурия из "Прекрасной спорщицы"), я приемлю безоговорочно и с восхищением. Vive Emmanuelle!