Nov 14, 2008 00:11
Только что вернулся с просмотра "Бумажного солдата". Моё предположение полностью подтвердилось. Если "Последний поезд" был своеобразным послесловием Алексея Германа-младшего к ранним фильмам отца - "Проверка на дорогах" и "Двадцать дней без войны", а "Гарпастум" несомненно перекликался с лентой "Мой друг Иван Лапшин", то "Бумажный солдат" следует считать чуть ли не продолжением картины "Хрусталёв, машину".
И фильм оказался на редкость горьким и вызывающим сердечную боль, так что неудивительна реакция ряда отечественных критиков и журналистов, которым вообще претит восприятие чего-то разочаровывающего и доставляющего хоть малейшие болезненные ощущения - вот и герои преувеличенно боятся уколов и не хотят принимать противные на вкус пилюли.
А также многие у нас не любят прикладывать свой мозг к осмыслению произведений, пусть в данном случае всё довольно внятно (и порой - чересчур акцентированно) поведано с экрана.
Или же они всё-таки чувствуют интуитивно, какая безысходная, душераздирающая тоска захлёстывает ближе к финалу, и столь долгие, нескончаемые проводы минувшего века, предпринимаемые в нынешние "нулевые" (Алексей Герман-младший, как и Герман-старший, изо всех сил вновь пытается вырваться из затягивающей паутины прошлого, хотя стремиться-то приходится, увы, в некую пустоту!), оборачиваются подспудным желанием умереть вместе с главным героем-доктором или нелепо погибнуть, как Гагарин.
Потому что время остановилось, часы встали. Мы "поехали!", но никуда так и не приехали. Мы теперь живём в безликом и унылом десятилетии с двумя нулями посередине. Запах гари продолжает упорно преследовать спустя многие годы. Это запах сгоревших крыльев Икара. Поэтому "Бумажный солдат" вполне мог бы называться как беспощадно-мрачное полотно Питера Брейгеля-старшего - "Падение Икара".
Думается, что Герман-младший окончательно простился с ненавистным и всё равно прекрасным ХХ веком. Надо жить дальше. Надо жить...