Поздней ночью знакомился с ранней Германикой

Sep 20, 2009 16:52

Чего-то захотелось мне посреди ночи посмотреть в Интернете две ранние документальные работы Валерии Гай Германики - "Сёстры" и "Девочки", обе датированные 2005 годом. Правда, по ряду источников выяснилось, что фильм "Девочки" она начинала снимать ещё в 19-летнем возрасте, а закончила два года спустя. В любом случае, "Девочки" - уже более зрелая и вполне профессиональная лента, из которой, как считается, вырос последующий игровой дебют Германики - "Все умрут, а я останусь", снимавшийся летом и в начале осени 2007 года, когда автору было 23.
Есть ещё два документальных фильма 2006 года - "Мальчики" и "Уехал" (этот сделан вместе с Борисом Хлебниковым), а также полуигровая работа "День рождения инфанты" (2007), которая, несмотря на участие в конкурсе "Кинотавра", где была встречена большинством зрителей и критиков с раздражением или недоумением, самой Валерией считается незавершённой. Но упомянутые три картины я пока что не видел.
По поводу документальных экзерсисов Валерии Гай Германики существуют, насколько я понял по откликам, две противоположные точки зрения.
Согласно одной из них, это кино представляет собой всё-таки любительские, полулюбительские или же - в лучшем случае - честно и беспристрастно зафиксированные начинающим режиссёром узнаваемые сценки из подлинной реальности городских окраин, даже если в качестве маргинального объекта для съёмок выбран один из районов столицы. То, что камеру держала в руках именно Валерия, словно подтверждает принадлежность данных лент к "домашнему видео", а отсутствие какой-либо дистанции между автором и происходящим служит своего рода доказательством недостаточного творческого начала в интерпретации событий и персонажей. Зато в фильме "Все умрут, а я останусь" будто бы удалось достигнуть искомой художественной сути, продуманной сценарной конструкции и чёткого визуального ряда.
По другой версии, Германика была более искренней, непосредственной и спонтанной в документальных работах, зато в игровом полнометражном дебюте уже стала манипулировать героями и зрителями, точно осознала текущую конъюнктуру подростковой тематики и стала даже эксплуатировать интерес к чему-то маргинальному и скандальному, особенно усердствуя на этом поприще в своих интервью и личном поведении в общественных местах.
Однако если подойти к её картинам без предубеждения и непременного желания всё разложить по полочкам, обязательно приписать автора к какому-то направлению или же провести условную границу между "настоящей Германикой" и той, которой она только притворяется, если попробовать всего лишь проникнуться рассказанными с экрана человеческими историями, почувствовать в этих юных (или уже немолодых, как в "Сёстрах") "оторвах и шалавах" живые и страдающие души, то не будет особой разницы в отношении самого автора к собственным персонажам в документальном или вроде как инсценированном кино.
Когда смотришь ранние опусы Валерии Гай Германики, явственнее видишь, что она, в отличие от большинства создателей "новой драмы", не выдумывает героев, их манеру общения, различные поступки, вообще способ бытования и образ жизни, не присочиняет им нечто дополнительное, не любуется и не эстетизирует маргинальность подобного существования, по возможности старается не превращать людей в послушных творцу марионеток. Как это ни странно, она остаётся внутри самого материала, о котором хочет нам поведать, и в то же время пребывает где-то в сторонке, хоть и рядом со своими персонажами: неважно, лично снимает видеокамерой или лёгкими прикосновениями направляет оператора, всюду следуя вместе с ним.
По неожиданной ассоциации почему-то вспомнилось название документального фильма о военных кинооператорах - "Рядом с солдатом". О том, что делает в кино Валерия Гай Германика, можно сказать так: рядом с человеком.
Previous post Next post
Up