Маленькая Лера и большая "Школа"

Jan 18, 2010 13:48

Первая серия телесериала "Школа" вообще мне показалась провальной - какой-то кондовой, совковой, словно переносящей в застойные брежневские времена, когда вот так же славили заслуженных учителей, вручая им цветы, читая стихи и танцуя народные танцы под песню в исполнении Лидии Руслановой. Повеяло такой затхлостью и мертвечиной - словно и не прошло с тех пор целой четверти века!
А теперь-то, посмотрев уже четыре серии, но главное - столкнувшись с немыслимым ажиотажем вокруг "Школы", которая вызвала ожесточённые дискуссии, подчас похожие чуть ли не на гражданскую войну в обществе, расколовшемся на явно невоздержанных хулителей и тех, кто всё-таки понимает значимость поднятых в телесериале актуальных проблем, неожиданно осознаёшь намеренность его столь устаревшего, заскорузлого начала.
Если вспомнить, что в школе отмечался именно семидесятилетний юбилей учителя Носова, преподающего как раз историю, то можно углядеть в этом намёк на эпоху, когда праздновалось 70-летие Советской власти - то есть на ноябрь 1987 года. Перед этим на октябрьском пленуме ЦК подвергся разносу московский секретарь горкома партии Борис Ельцин, который позже окажется во главе оппозиции, противостоя политике Михаила Горбачёва. Так вот - приход в школу нового ученика Епифанова, ставшего своего рода возмутителем спокойствия, вполне можно сопоставить с явлением Ельцина во власть и его острокритической внутрипартийной деятельностью.
Знаменательно и то, что когда с учителем истории Носовым случился инфаркт, в фонограмме песни, сопровождающей танец одной из учениц, рефреном звучали строчки, что "лучше валенки подшить", поскольку они "не подшиты, стареньки". Страна действительно нуждалась в перестройке и гласности, в "большой перемене" (если таким образом переосмыслить название популярного школьного сериала советской поры). И шокирующий эффект на заслуженного учителя произвели подсунутые ему фотографии полуобнажённой внучки - что следовало бы сравнить с тем, какой резонанс в обществе, где секса не было, вызвала вскоре после 70-летия Октябрьской революции последняя суперкассовая лента советского кинопроката - "Маленькая Вера".
Забавно также, что при появлении в нынешнем российском кино Валерии Гай Германики, родившейся, между прочим, в 1984 году, то есть накануне перестройки, кто-то из критиков обозвал "маленькой Лерой" постановщицу фильма "Все умрут, а я останусь".
Пока вот так! Будем искать намёки и иносказания дальше.
UPD. Если кто не понял - это не обещанная серьёзная, а вполне себе курьёзная, анекдотическая, хохмаческая интерпретация "Школы".
Previous post Next post
Up