Jan 22, 2010 15:49
Заинтересовавшись фактом включения казахского фильма "Невестка" в промежуточный список из девяти названий картин, претендующих на "Оскар" в иноязычной категории, я решил посмотреть эту ленту, которая вообще оказалась практически бессловесной, если не считать едва слышного бормотания старой шаманки и двух-трёх слов, брошенных вскользь на одном из тюркских наречий.
Дебютный фильм журналиста, сценариста и писателя Ермека Турсунова, который вынужденно взялся за постановку, спасая картину во время тяжёлых съёмок в горах Алатау холодной зимой на рубеже 2007 и 2008 года, действительно интересен как своеобразный эксперимент в современной ситуации довольно болтливого кинематографа, но и представляется важным аргументом в спорах о путях развития человеческой цивилизации и поисках родовой и национальной идентичности.
Тем удивительнее было прочитать о том, какая яростная и даже скандальная полемика уже более года ведётся по поводу ленты Турсунова в Казахстане, поскольку её пытались запретить, подвергнуть цензуре, препятствовать выдвижению на "Оскар" и даже сейчас отозвать из номинации в связи с направлением в прокуратуру запроса о проверке произведения на предмет наличия в нём аморальных и оскорбляющих национальное достоинство сцен.
Самая же забавная претензия некоторых зрителей (если судить по обсуждению в Интернете) заключается в том, что во вневременной притче, действие которой лишь условно может быть отнесено к V веку нашей эры, когда казахов и в помине не было на данных территориях, изумляет и раздражает отсутствие речи: как это - люди уже пользуются монетами, а говорить ещё не научились!