Ханеке умнее и безжалостнее Трира

Jan 28, 2010 18:01

Читатели моего журнала интересовались тем, как я отреагирую на фильмы "Антихрист" Ларса фон Трира и "Белая лента - Немецкая детская история" Михаэля Ханеке. В принципе, мои благожелательные ожидания подтвердились, хотя оба режиссёра не дотянули в итоге до более высокой оценки - например, до 8,5 из 10. А ведь поначалу казалось, что они смогут выдержать заданный уровень. Но всё-таки я поставил бы "Антихристу", причём с натяжкой, только 7,5 баллов. "Белая лента" заслуживает твёрдую восьмёрку.
Однако дело в другом. Несмотря на то, что и датчанин, и австриец являются, безусловно, интеллектуальными авторами, то есть отталкивающимися в своём творчестве от неких мыслительных конструкций в собственных головах, Ханеке предпочитает из картины в картину придерживаться более оправданного принципа, что любая интерпретация реальности, в том числе художественная, является формой определённого насилия над непознаваемой действительностью. Если воспользоваться названием одной из его лент, коды остаются неизвестными.
И он явно умнее и безжалостнее в эстетическом и этическом предположении, что всё происходящее в этом мире необъяснимо и непостижимо. Поскольку надо, видимо, быть Богом или Антихристом, чтобы понять тайну возникновения и существования как самой природы, так и человечества.
Previous post Next post
Up