Магия реальности в сетях кино

Sep 05, 2010 16:15

Если уж чешское кино я знаю недостаточно, то словацкое - тем более. Видел только несколько фильмов главного режиссёра Словакии - Юрая Якубиско. А вот имя Штефана Угера, одного из родоначальников чехословацкой "новой волны", было мне известно практически заочно, если не считать одну из его поздних лент "...на асфальте коней пасла", даже удостоенную Серебряного приза на МКФ в Москве в 1983 году. Причём весьма интересным был фон данного случая. В тот самый момент, когда Угера награждали премией на Московском фестивале, его вообще было запрещено (по указанию из сектора кино отдела культуры ЦК КПСС) упоминать в готовящемся тогда издании Энциклопедического словаря "Кино". Хотя три картины режиссёра, снятые им в 70-е годы после пережитого душевного кризиса в связи с событиями в Праге и стране в 1968 году, шли в советском кинопрокате, но я, к сожалению, их не видел.
И вот теперь довелось познакомиться со второй по счёту игровой работой Штефана Угера - "Солнце в сети" (1962), в которой, разумеется, чувствуется предшествующее увлечение автора документальным кинематографом (собственно говоря, он ведь и закончил отделение документалистики в ФАМУ), однако постановщик творит на экране вместе с оператором Станиславом Сомоланьи, с кем потом снимет все свои фильмы, особый поэтический мир. И магия кино преображает обычную историю взросления типичного братиславского парня, фотографа-любителя, чьё только имя кажется несколько странным - Файола, то в лирическую, то в грустную, а то в проникнутую горечью, как в финале, вполне экзистенциальную балладу о попытках людей ухватить суть постоянно меняющейся действительности, словно солнце - в стёклышко или в рыбацкую сеть. Не этим ли занят и кинематограф на протяжении более чем века своего существования?!
Оценка - 8 (из 10).
Previous post Next post
Up