Эти 19 минут ценнее километров плёнки "нового российского кино"

Oct 25, 2010 17:55

Слышал я и раньше хорошие отзывы о короткометражке "Начальник", которой дебютировал в качестве сценариста-режиссёра-продюсера молодой актёр Юрий Быков. Знал о том, что её наградили на фестивале "Кинотавр" в прошлом году (хотя это может насторожить, учитывая кинотавровскую моду на депрессивное и "чернушное"). Однако первая же сцена этой картины настраивает на позитивный лад - экранная зарисовка весёлого времяпрепровождения где-то на природе обычной семьи, состоящей из отца (его играет сам Быков), матери и их сына примерно лет десяти-одиннадцати, сделана с симпатией и редкой раскованностью. А потом происходит три слома в повествовании или, говоря современно, неожиданных твиста, заставляющих воспринимать поведанную историю не столько в качестве нравоучительного произведения о том, как наказание всегда настигает преступников, которые посмели покуситься на покой и благополучие сограждан, даже если воздаятель мести сам переходит допустимую грань.
Наверняка найдутся те, кто будет трактовать "Начальника" в виде своеобразного ответа наших кинематографистов, допустим, на две версии "Странных игр" / "Забавных игр" Михаэля Ханеке. В то время как Юрий Быков снял, как мне представляется, действительно страшную ленту об отечественном менталитете, для которого "комплекс начальника" остаётся непреходящим в течение многих десятилетий после краха конкретно сталинской и вообще социалистической системы, более того - он постоянно возрождается и лелеется. И когда начальниками страны становятся бывшие офицеры из органов, которые, как известно, бывшими не бывают, то всё население должно опасаться если не злобной мести со стороны дорвавшегося до власти, так ехидных указаний, куда ходить и куда не ходить даже по давно знакомой территории - можно ведь и в этом ключе понять чересчур долгий финальный кадр, претендующий на иносказательное обобщение.
Оценка - 7,5 (из 10).
Previous post Next post
Up