Если вы стоите - немедленно сядьте. Если уже сидите, то всё равно упадёте!
В канун дня Великого Октября я дважды посмотрел с разницей в одну ночь фильм "Гитлер капут!", на котором... смеялся в голос при первом знакомстве, а по второму разу он мне понравился ещё больше - аж на 6 баллов из десяти! Оказалось, что это не только неглупое кино, но и вообще неоценённое, поскольку представляет собой удивительный образчик российского постпостмодернизма, практически эстетский, сугубо киноманский и аудиофильский, построенный на чётко и детально разработанной лжемифологии - начиная от надписей и заканчивая музыкальными и кинематографическими намёками.
Почему это пример постпостмодернизма? Потому что постмодернизм фактически исчерпал себя к концу ХХ века и сам уже превратился в объект для язвительного высмеивания. Якобы создавая новые смыслы на основе использования и переиначивания всего прежнего культурного багажа, вроде как ликвидируя раньше существовавшую пропасть между элитарным и массовым искусством, будто бы выступая в качестве не искусства ради искусства, как при модернизме, а в роли искусства, больше притворяющегося искусством, постмодернизм довёл демиургову функцию творца до хитроумных трюков ловкого фокусника, в лучшем случае являющегося высококлассным иллюзионистом, который способен обманывать миллионы людей по всей планете. Аналогом Дэвида Копперфильда в кино может служить Квентин Тарантино.
В этом плане весьма знаменательно, что почти параллельно приступили к съёмкам "альтернативных" картин о крахе Третьего рейха как раз Тарантино ("Безславные ублютки") и наши кинематографисты (сценарист и режиссёр Марюс Вайсберг, имеющий опыт работы в американском кино, продюсер Сергей Ливнев, который в качестве сценариста "Ассы" стоял у истоков отечественного постмодернизма в кино). Только "Гитлер капут!" быстрее сняли, кроме того, эта лента отличается большей дерзостью и нахальством, нежели произведение вполне вписавшегося в голливудскую систему ценностей режиссёра, который некогда пытался её демонстративно развенчать.
По фильму "Безславные ублютки", катастрофически распадающемуся на две неравные части, которые опровергают одна другую и лишь свидетельствуют о том, что автор изо всех сил и с редкостным упрямством, достойным лучшего применения, старается усидеть сразу на двух стульях - серьёзного арт-хауса и развлекательного мейнстрима, без сомнения ясно, что Квентин Тарантино по-прежнему остаётся в рамках подустаревшего постмодернизма. Он взламывает жанр эпической драмы военных времён всё-таки изнутри, и его эксцентрика имеет характер центробежной силы, поскольку гипотетическое развитие истории всё равно подразумевает, что её переписывание начинается с чего-то реального, действительно существовавшего или наверняка возможного.
Особенность же эстетики картины "Гитлер капут!" заключается в том, что её создатели отталкиваются от мифов и легенд, иллюзий и фантазий, пародий и анекдотов, которые некогда возникли по поводу Третьего рейха и его воплощению в различных произведениях. Если угодно, постпостмодернизм конструирует уже не вторую, как при модернизме, и даже не третью, как при постмодернизме, а некую четвёртую реальность, являясь отражением отражения отражения. Это своего рода четвёртое измерение действительности в искусстве, к чему наивно и смешно подходить не только с былыми мерками соответствия фактам и событиям, но и оценивать многократно преломлённое в творческом акте с точки зрения прежних эстетических и этических норм. Деконструкция классического понимания искусства, предпринятая в модернизме и постмодернизме, принимает в постпостмодернизме форму не столько "кривого зеркала", сколько разветвлённой системы зеркал, напоминающей, например, множественные отражения в соответствующих сценах из лент "Гражданин Кейн" и "Леди из Шанхая" Орсона Уэллса. В какой-то степени можно считать одним из провозвестником постпостмодернизма в кино "Зелиг" Вуди Аллена, где герой-хамелеон, способный принять обличье любого человека - от Гитлера до китайца, тоже оказывается вовсе не "зеркальным двойником", а своеобразной галерей множащихся отражений.
Может, не только зрители не были способны воспринять новый подход к реальности в фильме "Гитлер капут!", по привычке ругая за дискредитацию истории и даже за оскорбление памяти тех, кто воевал во время Великой Отечественной (хотя какое вообще отношение это имеет к пародии о Третьем рейхе?!), но и критики тоже не оценили неожиданную смену парадигм, эффект как бы 3D в смысловом плане, а не в сугубо техническом. Допускаю, что и сами авторы толком не осознали суть содеянного ими, потому что две серии "Любви в большом городе", снятые тем же Марюсом Вайсбергом, являются постыдными образцами возврата к допотопному жанру пустых и пошлых комедий ниже уровня пояса - да и ниже плинтуса!
Впрочем, заявленная ещё в финальных титрах картины "Гитлер, капут!" своего рода версия алленовского исторического фарса "Любовь и смерть" под предварительным названием "Наполеон капут!" (жаль, что от него решили отказаться) вроде как на подходе. А вообще следовало бы, по Марксу, смеясь расставаться с прошлым - и сделать целый цикл постпостмодернистских лент: "Сталин капут!" (я успел за пару минут придумать начало сюжета на данную тему), "Ленин капут!", "Распутин капут!"... Кстати, самый первый вариант сценария будущий "Агонии", написанный ещё в 1965 году, был невероятно смешным, удивительно новаторским по форме и по-хорошему хулиганским. Увы, не рискнули!