Посмотрел фильм "Край" - по-моему, худший в карьере режиссёра Алексея Учителя. И это могло бы остаться фактом его творческой биографии, если бы картина активно не пиарилась Первым каналом (что неудивительно - главным продюсером является Константин Эрнст), не была бы выдвинута от России на соискание "Оскара" (хотя следовало бы номинировать уже признанную в мире картину "Как я провёл этим летом", кстати, только что удостоенную основного приза на Лондонском фестивале), а главное - не представляла бы своеобразную тенденцию "глэмурментари".
Что ж это за зверь такой? "Рокьюментари" - документалка о роке (с чего, между прочим, начинал Учитель). "Мокьюментари" - попытка выдать нечто выдуманное за хронику реальных событий (и сценарист "Края" Александр Гоноровский опробовал это ещё в фильме "Первые на Луне" Алексея Федорченко). Потом тот же Гоноровский сделал с Федорченко некое подобие социальной сказки на современный лад - "Железная дорога". И продолжил "железнодорожную тему" уже в "Крае", где действие происходит на просторах Сибири (тут можно уловить косвенные намёки и на "Сибирского цирюльника" Никиты Михалкова) осенью 1945 года, а также в трёх ретроспекциях 1940-го, мая 1941-го и апреля 1945-го (последняя из них - в Германии).
Зачатки "глэмурментари" ощущались у самого Алексея Учителя в картине "Космос как предчувствие", фоном которой являлись первые космические достижения в СССР, начиная с полёта спутника в октябре 1957 года. А при желании даже и в его первых игровых работах "Мания Жизели" и "Дневник его жены", вроде как основанных на событиях из жизни подлинных персон, но с немалым домыслом и подчас вольной трактовкой обстоятельств их личного и творческого бытия, можно разглядеть стремление постановщика к созданию "фикшн" при обращении к "нон фикшн".
Однако "Край" вписывается совсем в иной контекст культурно-эстетических игр (точнее - заигрываний) с фактами истории и реальности, когда выстраиваются абсолютно искусственные мифологемы порою символического плана на фундаменте провозглашаемой верности тому, что будто бы было на самом деле. Причём произведения в данном ряду могут быть одновременно натуралистическими и условными, бытописательскими и эпическими, "чернушными" и "гламурными", поскольку граница между всем этим размыта, просто не существует, если авторы творят на экране явно придуманный мир, пусть и пытаются усиленно выдать его за настоящий, подтверждённый чуть ли не документально, якобы зафиксированный в разнообразных донесениях, отчётах и протоколах. И некая кривая этой самой "глэмурментари" колеблется от идеологической агитки "Груз 200" Алексея Балабанова до трэш-фрески "Утомлённые солнцем 2: Противостояние" Никиты Михалкова.
А "Край" Алексея Учителя занял как бы срединное место, оказавшись более уравновешенным (хотя и не лишённым сюжетного бреда и прочих художественных излишеств) примером того, как старательно воссоздаваемая на экране параллельная реальность имеет малое отношение к подлинной. Но в отличие от кинематографа сталинской эпохи, когда "Сказание о земле Сибирской" или "Кубанские казаки" Ивана Пырьева представляли "идеальную действительность", то есть ту, каковой она должна быть, "Край" пытается вытеснить и заместить в сознании, прежде всего, молодых зрителей прошлую реальность, каковой она была.
Оценка - 4,5 (из 10).