Feb 06, 2011 17:07
Мне вообще-то нравятся фильмы, которые начинаются как вроде бы обычные житейские истории, даже если касаются вовсе неоднозначных тем. Вот и в давней немецкой ленте "Девушки в униформе" (1931, реж. Леонтине Саган, художественный руководитель - Карл Фрёлих) нет ничего предосудительного, а тем более - скандального и шокирующего, что непременно постарались бы выпятить в современной экранизации (кстати, есть ещё четыре версии, созданные на основе пьесы "Вчера и сегодня" Кристы Винслое, которая была с успехом поставлена в Берлине ещё в 1930 году именно Саган, затем приглашённой продюсером и режиссёром Фрёлихом для работы в кино). Разумеется, в этой картине наличествует тонко и деликатно преподнесённая тема возможного лесбийского влечения юной воспитанницы закрытой католической школы в Пруссии к красивой и всех очаровывающей преподавательнице (любопытно, что обе исполнительницы - Херта Тиле и Доротея Вик - одногодки, которым было по двадцать два во время съёмок, однако на экране они действительно отличаются по возрасту). Но постепенно становится ясно, что это кино - не про "смятение чувств" и даже не о поиске душевного внимания и теплоты человеческих отношений, чего так не хватает и главной героине-сироте, и другим девушкам, оторванным от каких-либо связей с родными и вообще с внешним миром.
Сама униформа, в которую они одеты (нечто среднее между тюремными робами и одеждой обитателей психбольниц), а главное - военизированные порядки, царящие в данном заведении, заставляют проникнуться ощущением, что эта частная школа для девочек - как иносказательная модель тогдашней Германии, дальнейшая проекция ментальных метаний жаждущей реванша униженной после первой мировой войны немецкой нации. В данном плане фильм "Девушки в униформе" вполне вписывается в психофизическую историю Германии в кино - начиная с "Кабинета доктора Калигари" и "Доктора Мабузе, игрока" и кончая "М". Так что не случайно, что копии данной ленты нацисты после прихода к власти пытались полностью уничтожить (хотя, по слухам, картина понравилась Геббельсу). Леонтине Саган, австрийка еврейского происхождения, благоразумно перебралась в Великобританию, а потом - в США. Зато Карл Фрёлих вступил в НСДП и продолжил работу в кинематографе третьего рейха, но и после денацификации успел снять пару фильмов до своей смерти. А вот дебютантка Херта Тиле довольно скоро была вынуждена исчезнуть с экранов и появилась после большого перерыва уже в кино ГДР.
Оценка фильма - 8,5 из 10.