May 05, 2011 15:09
Посмотрел ночью довольно неожиданный фильм (вернее, следует назвать это ещё не готовым произведением, а рабочим материалом, вчерне смонтированным и с "грязным звуком") Александра Басова под вроде бы шаблонным названием "Дом, милый дом...", которое уже не раз использовалось в литературе и кино - и тут оно поначалу кажется излишне пафосным, поскольку и сама картина обманчиво представляется привычной бытовой комедией про двух шабашников-отделочников, выходцев из Грузии и Украины, подрядившихся на обустройство дачного коттеджа в Подмосковье.
Но по ходу действия понимаешь, что это кино - гораздо лукавее и умнее, и даже не ограничивается ироническим описанием современных нравов на постсоветском пространстве, где так легко перейти от совместного употребления спиртных напитков за дружеским столом к выяснению национальных и политических разногласий, вдруг обнаружившихся между членами прежней "семьи народов". Замечая в данной ленте массу явных и скрытых намёков, давая волю поиску внезапных ассоциаций - от "Волги-Волги" Григория Александрова до... Down by Law Джима Джармуша, в итоге осознаёшь, что это - всё-таки горькая и тревожащая душу печальная притча о том, как мы сами разрушаем собственный дом и никак не способны достроить его по-новому, вынуждены скитаться по бесприютному миру лишь в поисках временного пристанища, очередной халявной работы и какого-то подвешенного существования на Земле. Мы - люди и страна без Дома.
P.S. Куда горше то, что фильм, снятый Басовым практически на свои деньги, может остаться так и не увиденным, поскольку попытки автора заинтересовать кого-либо из продюсеров и представителей телеканалов, чтобы завершить работу на стадии пост-продакшн, были безуспешными. Увы, я даже подозреваю, что картина, понравившаяся мне ещё в сыроватом виде, вызовет отторжение, а то и раздражение у кинокритической тусовки, которая приучена хвалить только арт-хаусную чернуху типа "Сумасшедшей помощи" Бориса Хлебникова и "Шультеса" Бакура Бакурадзе (это первое, что вспоминается по аналогии с социально точной и более человечной картиной "Дом, милый дом...").