Aug 03, 2011 16:18
В среднеметражной чехословацкой картине "Кариатида" (её первоначальное название было "Йозеф Килиан", что намекало на перекличку с "Процессом" Франца Кафки), созданной в 1963 году молодыми режиссёрами Павлом Юрачеком и Яном Шмидтом (обоим ещё не исполнилось 30 лет), есть несколько замечательных сцен, которые решены без слов - лишь на взглядах и жестах персонажей, их поведении в кадре. И один момент я посмотрел даже трижды, пока искал и скачивал этот фильм из Сети.
Главный герой с котом в портфеле заходит в какую-то комнату в некоем учреждении, где посетители дожидаются приёма у большого начальника. Все с любопытством смотрят на вновь пришедшего, оценивая его не без насмешки. Но когда он берёт от нечего делать в руки газету, лежащую на столике, не сразу понимая, что за печатный орган попался ему на глаза, другие люди в присутственном месте (а вместе с ними и мы, зрители) особенно пугаются крупных заголовков арабской вязью на первой полосе газеты, хорошо видимой со стороны. Вот и герой, осознав, какое издание взял со столика, поспешно (словно он только что держал бомбу) возвращает газету назад - а соседи по очереди, между тем, демонстрируют явный ужас на своих лицах.
Не знаю, как в 1963 году, но ныне этот эпизод кажется ещё более смешным из-за актуальности существующего страха во многих странах мира перед террористами-мусульманами.
Но уже гомерический смех могут испытать те, кто поинтересуется в статье "Чехословацкая кинематография" в "Энциклопедическом словаре КИНО", изданном в СССР в 1986 году, какой же взрывной силой обладала "мина замедленного действия", якобы заложенная рядом творцов "новой чешской волны": "С сер. 60-х гг. антисоциалистич. и ревизионистские силы усилили попытки определять развитие и направление науки и иск-ва. Область культуры, в т.ч. и кинематограф, правые стремились использовать как средство эрозии социализма. Задолго до общестенно-политич. идеологич. кризиса 1968-69 стали появляться ф., свидетельствовавшие о назревании культурно-политического и идейного кризиса: "Кариатида" ("Йозеф Килиан", 1963, реж. П. Юрачек), "О празднике и гостях" (1966, реж. Я. Немец), "Все добрые земляки" (1968, реж. В. Ясны) и др.".
Поистине, у страха глаза велики! Разглядеть в абсурдной сатире антибюрократической направленности приметы "эрозии социализма" - это ж надо быть маниакально бдительными и шизофренически подозрительными!
И поневоле кажется, что это время опять сейчас вернулось!