В институтах начинается пора защит - в киновузах просят написать отзывы на дипломные работы сценаристов или режиссёров. Я вот вчера сочинил (хотя хвалил и раньше в ЖЖ) рецензию на короткометражку «Музыка трамвая» (
http://vk.com/video2710732_159336925) Кати Луниной, выпускницы режиссёрской мастерской Валерия Рубинчика в Институте современного искусства.
«Музыка трамвая», снятая осенью 2010 года тогда ещё 21-летней Екатериной Луниной, студенткой режиссёрской мастерской Валерия Рубинчика в Институте современного искусства, уже при первом просмотре настраивала на поэтический лад. И оставляла после себя ощущение скромной, еле заметной улыбки, что появляется в финальном кадре на лице главной героини, едущей в трамвае. Это маленькое, но хорошее кино!
Фильм вроде бы прост и незамысловат, лишён каких-либо новомодных изысков и технических ухищрений. Его можно по наивности вообще принять за любительское кино, созданное энтузиастами в свободное от работы время. Однако эта бесхитростность и раскрепощённость самовыражения труднее всего достигается в искусстве, чтобы у зрителей складывалось впечатление «неслыханной простоты», а прелесть поведанной истории действительно была бы, согласно поэту, «разгадке жизни равносильна».
В курсовой работе Екатерины Луниной, ныне представленной на соискание диплома, как раз удачно сочетаются современный рассказ о мимолётном чувстве влюблённости, возникшем между двумя случайными попутчиками - девушкой и юношей, которые однажды оказались в одном трамвае, и свободная, именно поэтическая манера его воплощения на экране. Многое строится на деталях, нюансах, взглядах украдкой, мимике лиц - а также на точных кинематографических и музыкальных подсказках, что позволяет воспринимать происходящее одновременно и ностальгически, и актуально, как ту историю, которая могла случиться только здесь и сейчас.
Это особенно ценно потому, что многие начинающие сценаристы и режиссёры в наше время как будто не доверяют своим же рассказываемым сюжетам и непременно стараются снабдить их излишними эффектными подпорками, чересчур вычурно играя с изображением и звуком, а на самом деле пытаясь скрыть довольно бедное и куцее содержание. В «Музыке трамвая», напротив, остаётся пространство для додумывания и допереживания как во время просмотра, так и после него. А главное - от фильма есть хорошее послевкусие.
Конечно, в данной работе Екатерины Луниной можно найти отдельные недочёты и сюжетные пережимы, например, в ситуации с кольцом, которое показывает юноша своей кратковременной спутнице (даже если принять во внимание, что это было подмечено в реальной жизни - однако, правда действительности далеко не всегда может стать правдой искусства).
Но безусловным является то, что «Музыка трамвая» должна быть принята в качестве дипломной работы и заслуживает высокой оценки.