Варварино детство

Jun 28, 2012 23:37

Порой бывают поразительные совпадения: 27 июня прошлого года я увидел в журнале Олеси Дейнеги (http://landish112.livejournal.com/2011/06/27/) пост с фотографиями со съёмок вгиковской короткометражки "Ребёнок" по мотивам рассказа "Спать хочется" Антона Чехова с участием актрисы Эльвиры Болговой, чьи почти все экранные работы я тогда успел уже отсмотреть. И вот ровно через год, именно 27 июня (о чём я сообразил только сегодня, когда начал сочинять этот текст), я смог познакомиться с готовой лентой, любезно предоставленной мне режиссёром ещё до первого публичного показа, который планируется 8 июля в московском кинотеатре "Звезда".
Картина мне понравилась, прежде всего, удачным перенесением чеховской прозы на современную кинематографическую почву - при всей разнице и даже полном несовпадении сюжетных подробностей литературного первоисточника и его экранного воплощения сохранён дух рассказа, а главное - поддержан и развит принцип тонкого построения повествования как бы на стыке реальности и сна, прошлого и настоящего. Причём это подчёркнуто и на визуальном, и на звуковом уровнях.
Как ни покажется странным, во время просмотра "Ребёнка" у меня вдруг возникла аналогия с... "Ивановым детством" Андрея Тарковского, где существенно переработана прозаическая структура рассказа "Иван" Владимира Богомолова в пользу поэтическо-кинематографической подачи материала с целым рядом метафорических и даже символических образов как в изображении, так и в звуковой партитуре.
Вот и ленту выпускника режиссёрской мастерской Юрия Кары вполне можно интерпретировать, согласно заданному образному строю повествования, в двух или вообще в трёх версиях происходящего. То ли история девочки Вари, которая живёт у какой-то вульгарной тётки, занимаясь и её ребёнком, и всеми делами по хозяйству, пока собственная мать находится в очередной раз в психбольнице, а попутно Варя вспоминает, как её отвели в балетный класс, чтобы разучивать красивые па... То ли эти сцены в Доме культуры, как и предфинальное появление матери, забирающей девочку от злой хозяйки, являются лишь прекрасными иллюзиями, которые разрушаются вторжением безжалостной действительности... То ли всё поведанное, от начала и до конца, учитывая закольцованную композицию, могло просто привидеться в больном воображении безымянной пациентки клиники - и нет у неё никакой дочери, а может, она сама некогда была девочкой Варей, находилась в услужении у скверной бабы из провинциального городка и, уже не в состоянии вынести истошного плача младенца, однажды задушила его и легла спать прямо на пол...
Previous post Next post
Up