Feb 20, 2013 22:37
И зачем я только решил в канун 70-летия британского режиссёра Майка Ли пересмотреть спустя 20 лет его фильм "Нагие" (думаю, такой перевод названия точнее), который и раньше показался мне несколько противным, хотя я почему-то поставил 6 баллов (сейчас снизил до 5 из 10). Поначалу у меня было желание вообще выключить, точнее - вырубить к чертям собачьим это мерзкое кино, в котором копошатся ничтожные создания, даже не заслуживающие того, чтобы считаться людьми.
Сам главный герой в шутку именует себя приматом - а по мне так следовало бы назвать его и прочих тварей, расплодившихся подобно тараканам, как раз гадкими насекомыми, которых надо было бы нещадно травить дустом или отправлять в "постмодерновую газовую камеру" (впрочем, немытый бродяга-интеллектуал, трахающий всё, что движется, такими словами определяет некий офис, куда его пустил по милости погреться холодной лондонской ночью скучающий охранник). Этот самый Джонни, приехавший из Манчестера, якобы повидаться с бывшей подружкой Луизой, является концептуальным и велеречиво философствующим асоциальным типом, программно принципиальным бомжом на английский манер, который кичится и бравирует, что он - из жалких отбросов общества, не просто "лишних людей", а тех, кого неизвестно зачем земля носит!
Но постепенно вроде как привыкаешь, можно сказать, принюхиваешься к дурно пахнущему отщепенцу (и как только не отвратительно различным женщинам, попадающимся у Джонни на пути, заниматься с ним сексом - кстати, это тоже выглядит скверно со стороны). А в финале ты чуть ли не готов растрогаться, наблюдая вдруг возникшую идиллию между ним и Луизой. Однако герой сбегает в самый последний момент, прихватив бесхозные 380 фунтов стерлингов, смешно ковыляет на улице по белой разделительной полосе - почти так, как Чарли Чаплин в "Пилигриме" на границе между США и Мексикой. И тогда понимаешь, что горбатого лишь могила исправит, а Диогену наших дней весьма кайфово живётся даже и на вонючем дне Великобритании!
Нельзя не отдать должное Майку Ли, прежде всего, как сценаристу - мастеру безостановочной болтовни обо всём и ни о чём, настоящего словесного поноса, льющегося с экрана. И он умеет в качестве въедливого и дотошного режиссёра заставить своих актёров работать на грани фола, когда уже не отделяешь исполнителей от их персонажей - поневоле начинаешь презирать и ненавидеть как тех, так и других! Хотя мне лично чужда и вообще противна эстетика "социального натурализма", особенно сильно проявлявшаяся в ранних работах Ли (между прочим, он довольно поздно стал известным - ближе к пятидесяти годам, и именно картина "Нагие" получила приз за режиссуру на престижном Каннском кинофестивале).