Mar 25, 2013 16:51
Американский независимый режиссёр Уит Стиллмен прославился в 1989 году своим дебютом "Золотая молодёжь" (иной вариант перевода - "Светский круг"), снятым сравнительно поздно - в возрасте 37 лет. И затем в течение почти четверти века Стиллмен создал только три ленты - "Барселона", "Последние дни диско" и "Девушки в опасности", причём последняя из них появилась в 2011 году после тринадцатилетнего перерыва.
Неожиданный провал самой дорогостоящей картины "Последние дни диско" (при бюджете $8 млн. кассовые сборы в кинопрокате составили лишь $3 млн.) заставил этого сценариста-режиссёра-продюсера надолго уйти из кино и вообще поселиться во Франции, хотя и до этого, в начале 80-х годов, Уит Стиллмен, женившись на испанке, несколько лет прожил в Барселоне, попутно занимаясь продвижением испанских фильмов на американский арт-хаусный рынок. Кстати, "Барселона", основанная на его личных впечатлениях о пребывании в Испании, получила наибольший отклик у публики США. Но если судить по соотношению потраченных и полученных денег, всё-таки лучший показатель у "Золотой молодёжи", которая осталась непревзойдённой и по художественному уровню.
Во всех своих лентах Стиллмен разрабатывает практически одну и ту же тему молодёжной городской субкультуры, пусть и обращаясь к разным временам и даже странам. Причём делает это, скорее, на европейский манер, нежели по-американски, что как раз и объясняет отсутствие особого интереса у зрителей в США. Его можно было бы сравнить, например, с французским режиссёром Эриком Ромером - однако лишь в "Золотой молодёжи" удалось достигнуть виртуозного сочетания вполне интеллектуальных разговоров скучающих молодых снобов с кажущейся импровизационностью воспроизведения атмосферы "светского круга" Нью-Йорка конца 70-х годов.
От фильма к фильму постановщик становится как бы проще, доходчивее и попсовее, что заметнее всего в картине "Девушки в опасности", которая уже мало чем отличается от типичных студенческих комедий и забавных историй из жизни учеников колледжей. Но Уит Стиллмен по-прежнему не может отказаться от фирменного иронического стиля, упорно пытаясь сохранить на экране традиции давно ушедшей и выпавшей из моды эпохи собственной молодости, настойчиво сочетая вовсе нестыкующееся: его герои одеты и ведут себя почти как сорок с лишним лет назад, а в то же время упоминаются некоторые реалии нынешней действительности.
Режиссёр не хочет впадать в трогательную ностальгию и вместе с тем не решается на откровенный стёб, как это делал, допустим, Джон Уотерс. В итоге оказывается между двух стульев, а его кино - безадресным. $1 млн. сборов в американском кинопрокате и невысокая оценка на imdb свидетельствуют о том, что новая работа Стиллмена вызвала наименьший интерес во всей его творческой карьере.