Mar 27, 2013 17:39
Конечно, проще всего стебаться над фильмом "Линкольн" Стивена Спилберга как над очередным образчиком искусства "голливудского соцреализма" - тем более, что он даёт немало поводов для этого. Заседание Вашингтонского обкома партии по поводу принятия поправки к Конституции ради не столько отмены рабства в США, сколько для прекращения четырёхлетней братоубийственной войны, способно смутить постороннего наблюдателя вовсе не из-за социально-политической подоплёки происходящего, а по причине затруднённости понимания: почему ярыми инициаторами низвержения рабовладельчества оказались республиканцы, вынужденные прибегнуть даже к подкупу противников, а вот демократы заняли демонстративно негативную позицию?
И не надо говорить о том, что было бы неплохо разбираться в исторических реалиях, знать расклад противоборствующих сил, осознавать мотивы поведения тех или иных деятелей далёкого прошлого. Зритель вообще не обязан быть в курсе имевших место подлинных событий - но он должен поверить художественной правде в интерпретации минувшего и отдельных персон, по возможности сопереживать кому-то из героев, делать свой выбор в чью-либо пользу.
В случае же с "Линкольном" больше сочувствуешь личной драме президента США в его взаимоотношениях с женой и сыновьями, хочешь полнее и многостороннее узнать именно о том, что скрыто от посторонних взглядов. Однако сценарист Тони Кушнер и режиссёр Стивен Спилберг всё-таки выстраивают повествование по иной оси координат, пытаясь заставить воспринимать с неподдельным интересом битву за голоса в Палате представителей США относительно пресловутой поправки в Конституции и достижения мира в стране, где идёт Гражданская война. Но довольно скучновато следить за этими распрями, если не удаётся вникнуть в суть споров.
Кстати, недавно зашёл у меня разговор с одним из кинокритиков насчёт неожиданной политической трактовки замечательной телевизионной ленты "Бигда идёт!" Анджея Вайды, к сожалению, мало кому известной даже среди профессионалов. Так вот - удивительным достоинством этой картины является то обстоятельство, что абсолютно не разбираясь в запутанных парламентских дискуссиях относительно становления принципов государственности в Польше начала 20-х годов, почему-то смотришь подобное кино, раскрыв рот от изумления, насколько интересным и даже захватывающим может быть действие, если тебя по-настоящему увлекли и лично тронули представленные на экране люди, пусть и облачённые властью и всевозможными регалиями.
UPD. Любопытно - догадается ли хоть кто-то о том, почему так называется моя рецензия?