Aug 20, 2013 14:46
Конечно, можно понять западных интеллектуалов, которые не только испытывают интерес к чему-то экзотическому в виде африканского кинематографа, но и обеспечивают ему финансовую поддержку - причём это делает не одна лишь Франция, которая родственна ряду стран по распространённому там языку. Например, в создании фильма "Яркий свет" (1987) малийца Соломани Сисе (так на местный манер следовало бы звать Сулеймана Сиссе) принимали участие ещё ФРГ и Великобритания, не считая Буркина Фасо. И картина получила приз на престижном Каннском кинофестивале, а также удостоилась особого упоминания экуменического жюри, что представляется весьма симптоматичным, поскольку речь в "Ярком свете" идёт всё-таки о шаманстве, разнообразных архаичных и, безусловно, языческих ритуалах - да и современная Мали является страной преимущественно мусульманской.
Если смотреть фильмы Сисе именно в том порядке, как они сделаны, можно действительно удивиться, что от актуальной городской истории "Ветер" (1982), которая была насыщена интересными наблюдениями за сегодняшней малийской жизнью, а также отличалась иронической интонацией, хотя всё это оказалось в последней трети действия сметено остро политическими и даже бунтарскими инвективами автора, он обратился в следующей работе к стилю своего рода "магического реализма". Хотя в отличие от латиноамериканских произведений данного плана, густо замешанных на многовековой мифологии и всевозможных иносказаниях, кино Сисе выглядит менее энергетичным и вообще медитативным - так что сюжет довольно скоро теряется по причине собственной ненадобности и чуть ли не излишности, а сама картина начинает напоминать малопонятный для непосвящённых обряд колдовства и вызывания духов, при котором можно, конечно, присутствовать в качестве постороннего наблюдателя, однако это не гарантирует от того, что в какие-то моменты всё же трудно подавить в себе зевки от скуки.
Оценка - 6,5 из 10.