Sep 24, 2013 15:54
Пересматривать давние фильмы полезно ещё и потому, что обнаруживаешь в них новые смыслы не только из-за того, что сам изменился и уже иначе смотришь на многие вещи в мире и в искусстве. Дело также в особом свойстве прежних картин приобретать, помимо ретроспективного контекста (то есть выявление связей, перекличек и ассоциаций с произведениями, снятыми ранее), ещё и перспективный контекст, а именно - наличие отголосков, аллюзий и реминисценций в более поздних лентах.
Для примера приведу два фильма испанского режиссёра Хуана Антонио Бардема - "Смерть велосипедиста" и "Главная улица". Если в первом есть попытка переосмыслить схожую сюжетную линию и даже поспорить с "Хроникой одной любви" Микеланджело Антониони, то во втором существуют аналогии и контрдоводы по отношению к "Маменькиным сынкам" Федерико Феллини.
В то же время интересно, как обе ленты отзываются в последующем. "Смерть велосипедиста" с мотивом стыда за содеянное, а ещё с темой своеобразного шантажа со стороны кого-то третьего, якобы знающего про это случайное преступление, была потом растиражирована неоднократно в целом ряде криминальных историй и триллеров. А вот "Главная улица" могла позже откликнуться не только в "Моих друзьях" Пьетро Джерми. Трогающий душу финал картины Бардема сопоставим в какой-то степени с последними кадрами "Ночей Кабирии" Федерико Феллини. Но и приглашение главной исполнительницы, американки Бетси Блэр, в значимые ленты итальянского кино на рубеже 50-60-х годов ("Крик" Микеланджело Антониони, "Дофины" Франческо Мазелли и "Дряхлость" Мауро Болоньини) тоже ведь было сделано с несомненной отсылкой к тому женскому образу, который она создала в "Главной улице".