Воображаемое кино

Oct 13, 2013 17:04


Случай юного канадского режиссёра Ксавье Долана, вдруг ставшего весьма модным и среди критиков, и среди зрителей, что бывает не так уж часто, любопытен не только потому, что ныне 24-летний автор, выступающий сразу в нескольких ипостасях (даже как художник по костюмам!), уже является создателем четырёх фильмов, делает пятый и готовится к шестому. Но мало ли на свете типичных "кинематографических выскочек", которые быстро вспыхивают на звёздном небосклоне, а потом столь же скоро гаснут, не подтвердив возлагаемых на них "больших надежд". И дело, пожалуй, не в том, что можно стремительно ворваться в киноиндустрию чуть ли не из любительского кинематографа, снимаемого домашней видеокамерой в расчёте на родственников, друзей и знакомых. Прецеденты тоже имеются. "Феномен Долана" заключается в ином: как построить свою карьеру и добиться успеха, оставаясь довольно безликим, банальным и вообще пошлым, несмотря на внешнюю завлекательность, так называемый "лук", который ласкает взор тех, кто привык, словно маленький ребёнок, "покупаться" на яркие игрушки.
Кстати, среди предшественников Ксавье Долана следовало бы назвать Мишеля Гондри, тоже любимое детище многих киноманов, инфантильного творца вроде бы красочных и изобретательных иллюзий, от которых за версту разит дурным вкусом на грани кича. Причём что удивительно: Гондри весьма интересен и талантлив в видеоклипах, но его полнометражные картины зачастую труднопереносимы! Вот и в лентах Долана - особенно во второй и в третьей - можно найти эффектные, изысканные по цвету и композиции, просто бросающиеся в глаза "блестящие картинки", как это ни странно, ещё сильнее подчёркивающие вялость и слабость остального сюжетного повествования, надуманность и искусственность драматических коллизий, чрезвычайный эгоцентризм автора, так и не выросшего юноши, но уже смеющего, как в фильме "В любом случае - Лоранс" / "И всё же Лоранс" долго и нудно рассказывать о той эпохе, которую он вовсе не знает. Но даже эти выигрышные сцены лучше сгодились бы как отдельные видеоклипы - а внутри рыхлых и унылых по настроению конструкций они кажутся нелепыми вставными номерами, усиливающими впечатление заурядности и беспомощности общего мышления данного творца.
Картина "Воображаемые любови" (так надо было бы точнее перевести название Les amours imaginaires) выделяется всё же в выгодную сторону - особенно в сопоставлении с дебютом "Я убил свою мать", снятым всего лишь годом ранее. 21-летний режиссёр успел поднабраться профессионального опыта, старается уйти от "скучной правды жизни", коей пытался поразить в своей более автобиографической ленте, созданной по сценарию, который написал ещё в 16 лет. Но в запутанных взаимоотношениях троицы героев (двое юношей и одна девушка - хотя актрисе Монье Шокри было уже 26 лет во время съёмок), которые только желали бы любить, пожалуй, неважно кого (о чём красноречиво свидетельствуют финальные кадры с участием "приглашённой звезды" - Луи Гарреля), действительно много воображаемого и придуманного, якобы выдаваемого за страстные чувства, чем это вряд ли является.
Наверно, и кино Ксавье Долана - тоже обманчивое и дутое, выхолощенное и пустое. Какой-то симулякр. Проще говоря, фальшивка.

Previous post Next post
Up