Oct 24, 2013 23:57
Вообще-то мне заказали рецензию на фильм "Арго", который получил главную премию "Оскар". Но я раньше не видел ни одной режиссёрской работы актёра Бена Аффлека, поэтому решил сначала ознакомиться с двумя предшествующими лентами. И если картина "Прощай, детка, прощай" меня разочаровала, то "Город воров", напротив, удивил. Кстати, оригинальное название - просто "Город". Хотя можно было бы по контексту перевести жаргонно - например, "На районе". Поскольку район Чарльзтаун в городе Бостоне имеет дурную славу как обиталище грабителей банков, совершающих свои дерзкие вылазки с редкостной настойчивостью и, между прочим, не без успеха. Вот и основные герои фильма, снятого по роману "Принц воров" Чака Хогана, тоже промышляют грабежом, занимаясь этим чуть ли не по наследственному принципу, потому что и их отцы или братья делали то же самое, сложили собственные головы во время налётов на банки, а если и выжили, то сели в тюрьму, как, допустим, Стивен МакРей, чей сын Даг возглавил новую банду любителей поживиться огромной наличностью.
Не знаю, как всё обстоит в театральной версии ленты, чей хронометраж - 124 минуты. Я посмотрел режиссёрский вариант, который на 27 минут длиннее - и это, пожалуй, значимо для данной картины, являющейся в какой-то степени развитием "Схватки" (1995) Майкла Мэнна, где криминальный жанр был повенчан с эпическим повествованием. Вот и в трактовке Бена Аффлека, который явно вырос как постановщик по сравнению со своим дебютом-триллером, излишне запутанным по сюжету и чересчур многословным, частная история нескольких грабителей банков, имеющих преимущественно ирландское происхождение, понимается как клановая сага о своеобразном братстве преступников, словно повязанных друг с другом. И попытка Дага МакРея со временем выйти из бандитского бизнеса - в том числе по причине возникших романтических отношений с Клер Кизи, сотрудницей банка, одной из жертв очередной наглой операции грабителей, воспринимается, например, Джеймсом Кафлином, самым жестоким и неуравновешенным из них, как своего рода предательство, отступничество, позорное малодушие, чему не может быть прощения.
Фильм "На районе" вполне удачно сочетает не только эффектно поставленные сцены вооружённых ограблений с перестрелками и погонями, но и психологически точные и убедительные моменты переосмысления одним из преступников собственного пути в жизни, который теперь кажется ему ложным и губительным - причём это сделано без особого пафоса, как бы само собой, вроде непроизвольно и по подспудной житейской логике, что следует так, а не иначе. И даже финал, который может кому-то показаться утешительным и вообще благостным, почему-то выглядит закономерным и обоснованным. Надо же хоть когда-то и кому-либо вырваться однажды за пределы привычного района и зажить абсолютно иной жизнью!
Оценка - 7 (из 10).