Распалась Сеть…

Nov 21, 2013 15:06

В оригинале название фильма «Пульс» японского режиссёра Киёси Куросавы может быть переведено как «Сеть», «Цепь» или «Цикл», одновременно перекликаясь с понятиями «круг» и «окружность», что косвенно связывает эту картину с популярным «Звонком», который на самом-то деле следовало бы именовать «Кругом». Но «Сеть» больше всего подходит по смыслу, если уж речь идёт о смертоносном воздействии Интернета, из-за которого происходит череда самоубийств (кстати, «Череда» - тоже годное название) преимущественно среди молодых людей, часто пользующихся услугами Всемирной паутины.
Хотя гораздо интереснее другая тема, которую можно посчитать фирменной для однофамильца знаменитого постановщика, поскольку она присутствует в целом ряде его произведений, включая ранний «Милый дом» (1988), где довольно странным образом уживается и с жутким натурализмом сцен, и излишним комикованием исполнителей. Позднее Куросава найдёт более точное оформление своей идеи в виде криминально-мистических историй про то, как призраки являются в реальный мир, например, в «Исцелении» (1997). И в то же время его стало привлекать ещё и то, как может окружающая действительность быть вполне призрачной и неразгадываемой, что ощущается и в «Харизме» (1999), и особенно ясно - в фильме «Бесплодные иллюзии» (1999), название которого также переводят как «Пустые миражи». Там молодые герои, живущие вроде бы в недалёком будущем (в одной из сцен упоминается, что ксерокс в почтовом отделении не работает уже с 2000 года), в какие-то мгновения вдруг исчезают из пространства - и снова возвращаются на место, словно не произошло ничего сверхъестественного. Они - будто призраки, засланные в этот мир.
Вот и так называемом «Пульсе» (откуда вообще это дурацкое международное заглавие, не имеющее никакого отношения к сути происходящего?!) возникает мотив тотального одиночества человека в той сегодняшней реальности, где он вынужден существовать и чувствовать себя как бы бесприютным призраком, которому предстоит испытывать после смерти ещё более страшные мучения блуждания между двумя мирами, поскольку потусторонний давно уже перенаселён душами умерших, а в посюстороннем вообще нет места для исчезнувших, хотя он и пустеет у нас на глазах со стремительной скоростью. Это как раз представляет немалый интерес - зримый образ пустых улиц, ставших безжизненными больших городов, затерянного в водах океана утлого судёнышка, на котором спаслись парень и девушка…
Однако в этой картине Киёси Куросавы, наверно, не случайно подвергнувшейся затем римейкизации в США, чувствуется некий американский, даже голливудский акцент в изложении событий - и автор словно забывает о своей склонности к медитативности и сосредоточенному созерцанию всего сущего, что мешало, возможно, воспринимать увлечённо и с захватывающим вниманием некоторые его прежние ленты, но являлось отличительной особенностью личного кинематографического стиля. А вот если бы соединить «распавшуюся связь» неторопливого наблюдения за переменчивым миром и его мистическую составляющую, позволяющую предположить, что все мы - лишь временные и случайные гости на этом свете…
Оценка - 6 (из 10).
Previous post Next post
Up