Dec 02, 2013 16:01
Когда меня попросили написать рецензию на давний американский фильм «Оптом дешевле» (по смыслу следовало бы перевести название так: «Дюжина обходится дешевле» - ведь имеется в виду многочисленное семейство Гилбрет, в котором 12 детей!), снятый более чем за полвека до популярного римейка 2003 года, я даже удивился, что кто-то интересуется старым первоисточником. Вообще-то версия 1950 года больше соответствует книге Фрэнка Гилбрета-младшего и Эрнестин Гилбрет Кэри, которые написали о собственных родителях и о своём детстве, проведённом в штате Нью-Джерси.
По жанру это, скорее, лирическая семейная комедия, нежели откровенно эксцентрическая, как новый вариант со Стивом Мартином в главной роли отца семейства Гилбрет. А финал по-своему неожидан для голливудской продукции - смерть основного героя весьма редко становится заключительным сюжетным мотивом во всё-таки забавной истории, которая призвана в большей степени умилять зрителей, внушать им чувство радости жизни, заражать оптимизмом и верой в благодушие людей. Но вовсе не случайно, что при переработке данного сюжета в современном Голливуде добавили юмора, так сказать, на грани фола - пусть и в прежней версии Фрэнк Гилбрет-старший позволял себе подчас рискованные шуточки, однако был довольно консервативен в вопросах воспитания детей, особенно старших дочерей.
И, наверно, лучшая сцена ленты «Оптом дешевле» (1950), кстати, привлёкшей в кинотеатры значительную аудиторию (примерно 17 млн. зрителей - ныне это соответствует, если судить по кассовым показателям, общим сборам в пределах 140 млн. долларов в прокате США) - школьная вечеринка, на которую отец семейства является для того, чтобы не отпускать от себя ни на шаг уже повзрослевшую Эрнестин, пользующуюся вниманием парней. И Фрэнк Гилбрет в ярком исполнении Клифтоном Уэбба даёт, что называется, жару - пускается в лихой пляс с несколькими девушками по очереди, а потом и с собственной дочерью, став чуть ли не «королём бала», хотя и с иронией ко всему этому относится. Но позже внезапно умирает от сердечного приступа где-то на вокзале, уже вне кадра - и вот эта непредусмотренная чисто киношными правилами реальная смерть подлинно существовавшего неугомонного и жизнерадостного человека, пусть он и жил много лет назад (ведь и для публики в 1950 году события, которые показаны в фильме, как бы были ретро, относящемуся к началу 20-х), заставляет иначе воспринять поведанную историю.
Конечно, жена и дюжина детей покойного не станут долго плакать, а словно с усиленной энергией продолжат его дело - и даже кинематографисты Голливуда не успокоятся и снимут спустя два года продолжение, название которого можно перевести следующим образом: «Красотки встали на носочки».
Оценка - 7 (из 10).