Dec 28, 2013 22:10
После фильма «Крик камня» немецкий режиссёр Вернер Херцог не снимал игровые картины в течение десяти лет, занимаясь только документальным кинематографом. Его возвращение к лентам с участием актёров произошло лишь в 2001 году, когда Херцог обратился в «Непобедимом» к истории, основанной на реальных событиях (кстати, и в последующих игровых работах нулевых годов режиссёр почему-то настаивал, что они созданы под впечатлением от подлинных случаев). В принципе, он и раньше опирался порою на истинные происшествия, но предпочитал интерпретировать их в соответствии с собственной фантазией.
Пожалуй, хватает выдумки и в «Непобедимом», рассказывающем о том, как простой еврейский парень-кузнец Цише Брайтбарт, разве что силач, попадает из деревни в Восточной Польше прямиком в пользующийся популярностью «Дворец оккультизма» в Берлине, где всем заправляет ясновидящий Эрик Ян Хануссен, который водит дружбу даже с будущими властителями Третьего рейха - Гитлером, Гиммлером и Геббельсом, а в итоге оказывается вовсе не тем, за кого себя выдаёт. И его разоблачению способствует, между прочим, этот самый Цише, больше не желающий быть «железным Зигфридом» в угоду национал-социалистам, а предпочитающий вернуться на родину и стать для евреем «новым Самсоном». Однако тот, кому много дано Богом, рано теряет всё, умирая в результате заражения крови, гангрены и нескольких неудачных операций всего лишь за три дня до поджога рейхстага и прихода нацистов к власти.
И в данном сюжете, и в том, как он поведан Вернером Херцогом, и в облике исполнителя-дебютанта, финна Юко Ахолы, выбранного на роль простодушного силача Цише Брайтбарта, угадываются отголоски прежних знаменитых фильмов этого постановщика - «Каждый за себя, а Бог против всех» (1974) и «Строшек» (1977), оба с участием непрофессионального актёра Бруно С. Возможно, сильнее подчёркнуто «богоизбранничество» Цише, чей младший брат Беньямин постоянно цитирует Библию и Тору. Но внезапные пророчества то ли Зигфрида, то ли Самсона, якобы знающего, как и Хануссен, что произойдёт и с Германией, и с еврейским народом, воспринимаются другими людьми с таким же непониманием, недоумением и даже раздражением, как это было и в судьбах Каспара Хаузера и Строшека, по отношению к которым окружающий мир чаще всего проявлял неприятие и отторжение, словно они явились невовремя и пришлись не ко двору. Так что Бог вынужден опять забрать досрочно своего посланника, оказавшегося в очередной раз ненужным и неугодным.
Идея-то действительно интересная и занимательная, но вот Херцог давно уже не тот, как в 70-е годы, и подрастратил силу своего гипнотического воздействия, снимает более привычно и традиционно, а временами - банально и заштампованно (что сказывается и на деревенских сценах, и в эпизодах «нацистских загулов»). Наверно, от былого «загадочного баварского творца» остались только странные кадры с крабами на побережье и с воспарившим Беньямином, снятые на острове Кристмас в Австралии. А вообще создаётся впечатление, что Вернер Херцог - явно припозднившийся и сильно подуставший пророк, которому теперь никто не хочет внимать. Непобедимый терпит поражение.
Оценка - 5 (из 10).